Глава 16. Женщины в формировании армянофобии
В силу социокультурных особенностей основную роль в рамках воспитательного процесса поколений осуществляют женщины – мать, воспитатель, педагог.
В азербайджанском обществе женщины исторически являются хранителями традиций, которые в бытовых и семейных условиях продолжают культивировать ценности (впрочем, такая картина характерна для всех стран Востока). То, какими будут члены общества, во многом обусловлено степенью образованности, духовного, нравственного потенциала женщины и ее воспитательной деятельности. В первую очередь под ее воздействием формируется человек, соответствующий нравственным требованиям, культуре, мировоззрению и поведению.
Особое место в этом ряду занимает роль матери. Отношения между матерью и ребенком являются основополагающими для человеческих взаимоотношений. От того, как сложились отношения или сложатся отношения детей с матерью или человеком, который ее заменяет, зависит понимание безопасности, свободы, самооценки. Первые установки, ценностные ориентиры, сохранение традиций и их развитие закладываются именно женщиной, матерью.
В современном мире с расширением круга обязанностей, помимо семьи, роль женщины еще более возросла и распространилась практически на все сферы жизнедеятельности ребенка. По сути, дети, независимо от пола, львиную долю информации, установок, стереотипов, предубеждений и образов получают через женщин – матерей, воспитателей в детском саду, учителей. Информация передается посредством книг, которые они им читают, сказок, которые им рассказывают, песен, которые им поют.
В этом контексте роль женщины в обществе и межобщественных связях можно определить как первую линию «фронта», с которой просматриваются перспективы будущего данного общества, идеологическая и морально-нравственная составляющая будущих поколений.
Директор Азербайджанского государственного академического театра опера и балета, заслуженный деятель искусств Акиф Меликов[464]: «Я преклоняюсь перед красотой и мудростью азербайджанских женщин. Азербайджанские женщины являются одновременно и заботливыми матерями, и преданными женами, послушными дочерьми, любимыми и любящими сестрами. Внешняя красота азербайджанских женщин находится в полной гармонии с их внутренней красотой»
Нагорно-карабахский конфликт внес свои коррективы в мировоспритие и систему ценностей азербайджанского общества. Резко возросла женская пассионарность и стремление принять участие в «борьбе с армянами». Причем речь идет именно об этнической единице, а не гражданах Армении или тех, кто несет персональную ответственность за мнимые или реальные страдания людей.
«Я лучше пойду на войну, чем ждать еще 20 лет»[465], – сказала 34-летняя Шафаг Исмаилова, учащаяся снайперских курсов, беженка. «Война – это плохо для всех. Но иногда ситуация ее требует».
Поскольку исторически роль женщины ограничивалась домом и семьей, и она была ограждена от решения насущных проблем и редко сталкивалась с жестокостью внешнего мира, принято считать, что женщина – воплощение милосердия и сострадания. Однако к концу XX – началу XXI вв. в Азербайджане стереотипы остались прежними, а сама философия современной азербайджанки изменилась:
Махира Абдуланин. ПОЙДЕМ В КАРАБАХ….
Я должна вырезать глаза врага,
Вырвать язык и содрать живьем кожу
В вотчине львов хозяином стал шакал,
Пойдем в Карабах..
Поднимите этот флаг, поднимите!
Спустите эту Сову с вершины!
Присосался враг, жаждет крови
Истребляйте армян, истребляйте!
Водрузите трехцветный наш флаг[466].
В целом насаждение ксенофобии устами женщин происходит по классическому сценарию, принятому на вооружение официальной идеологией, с той лишь разницей, что в женском исполнении это носит более эмоциональный характер и стоит у самых истоков формирования личностити.
Элуджа Аталы. Пояснения для маленькой Фидан[a]
Маленькая Фидан вдруг спросила:
…
– Тогда почему мы их (армян) называем «мундар» (грязные, поганые)?
Ее возраст, 4 годика, не позволял мне собраться с мыслями и правильно ответить. Учитывая ее возраст, я, тщательно подбирая слова, сказала:
– Видишь ли, детка, когда у человека поганое и мерзкое сердце, это передается всему телу, посредством крови. И сколько бы при этом не мыли руки и лицо, они не очищаются. Ведь вода не всякую грязь смывает.
Мать, «тщательно выбирая слова», имеет в виду не смысловое наполнение ответа на вопрос ребенка, а поиск терминов и оборотов, которые в состоянии понять четырехлетний ребенок. Для автора важно, чтобы девочка усвоила и пронесла через свою жизнь тезис «армяне – поганые, мерзкие».
Воздействие женщины на будущие поколения формируется посредством закладывания основ социализации и социальной адаптации ребенка.
Социализация — процесс усвоения социальных ролей, культурной адаптации и обучения навыкам социального взаимодействия. Это процесс вхождения индивида в общество посредством усвоения им социального опыта, выполнения социальных ожиданий, следованию нормам и ценностям, которые востребованы для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются личностные качества, знания, навыки, которые дают возможность стать участником социальных отношений. Социализация происходит как при стихийном воздействии на личность разных жизненных обстоятельств, так и при условии целенаправленного формирования личности.
Стихийная социализация – детские и подростковые компании, влияние различных предрассудков, старых обычаев и традиций[467]. Показательным примером стихийной социализации является описание детских игр у азербайджанских писательниц Умм эль Банин в начале XX в. и Ш. Хейруллы в начале XXI в.
Умм эль Банин: В праздничные дни мы играли в нашу любимую игру – армянскую резню. Возбужденные от расизма, мы теряли голову и приносили Тамару в жертву нашей вражде и ненависти, передавшейся нам от предков. Сначала мы ее безосновательно обвиняли в убийстве татар и с удовольствием несколько раз расстреливали ее. Мы упивались видом ее крови, а потом, чтобы убить ее общепринятым способом, вновь воскрешали, связывали ей руки и ноги, бросали на землю, отрезали ей сначала язык, голову, чтобы показать нашу ненависть к ее армянскому телу, вырезали сердце и внутренние органы и бросали собакам. После того, как наша дикая ярость остывала, и от бедной девочки не оставалось ни куска, мыначинали танцевать вокруг ее тела, как дикари, взмахивая нашими деревянными мечами. Как только поблизости кто-то проходил, мы сразу поднимали на ноги Тамару, с отсохшим от страха языком, хватали ее за руку и крутились по саду, распевая детские песенки. Она даже не думала жаловаться на нас, потому что потом мы ее дразнили бы стукачкой, предателем и грязной армянкой, и она бы лишилась нас. Сколько бы мы ни оскорбляли, унижали и перманентно ни убивали ее, она больше не могла жить без дружбы с нами[b].
Ш. Хейрулла: На днях оказалась свидетелем того, как соседские дети на улице играли в догонялки. Игра детей настолько увлекла меня, что я решила понаблюдать. Девочка 5-6-ти лет, ее брат, младше на год, и другие дети примерно такого же возраста шумно и весело решали, кому бежать и кому догонять. После долгих препирательств, наконец, решили распределить роли с помощью считалки. Я уже решила было идти дальше, но озвученная маленькой девочкой считалка привлекла меня своей уникальностью и оригинальностью. Именно по этой причине собственно я и взялась рассказать вам эту историю.
Вай-вай, холодно,
Армяне – курицы,
Где увидишь армянина,
Пулю в лоб ему влепи
Эти слова невольно вызвали у меня улыбку. В то же время задумалась: неужели на самом деле у нас дети уже в этом возрасте понимают, что из себя представляют армяне, что такое враг и ненавидят их? Как бы эта мысль ни казалась отрадной, мне все же не верилось[c].
К стихийным воздействиям можно отнести разовые, не носящие последовательного характера, эмоциональные публикации в прессе, разовый просмотр видео и пр. Они гораздо слабее по эффекту укоренения, но могут обладать огромной силой воздействия, особенно если вводят ребенка в состояние шока.
Целенаправленная социализация[468]. К ней относятся специальные институты социализации: ясли, детский сад, школа (с обязательным средним образованием), ПТУ, техникум, институт. Плюс всевозможные общественные организации. «Всё это подчинено одной цели: приблизить молодого человека к тому идеалу, норме личности, которыми обладает любое общество. В той или иной степени это всегда насильственный процесс…». Социолог называет пять основных способов реакции личности на целенаправленную социализацию: «подчинение», «обновление среды», «ритуализм», «уход от жизни», «творческий бунт».
Позже я спросила у 4-летнего сына своей старшей сестры[d]
– Что такое армянин?
– Террорист
– Что такое террорист?
– Они убивают детей
И притащил огромную книгу под названием «Армянский террор», наверное, считал, что, показав мне фотографии, легче будет объяснить
– Всех этих детей убили армяне,– сказал он,– это даже в You Tube есть!
– А ты откуда все это знаешь?
– Бабушка научила…5-летняя девочка в школе[469]
Дочь моих знакомых готовится к школе и с этой целью начала посещать подготовительный класс. Сегодня, вернувшись домой, она рассказала матери, чему их учили в школе. Учительница провела с ними третий урок.
– Армяне сделали нас несчастными и жалкими. Запомните это, дети. Кто наши враги? Верно, армяне. Хорошенько усвойте, непременно спрошу на следующем уроке. Армяне вырезали наших предков, – завершила свою речь 20 летняя учительница.
Девочка рассказала все это матери, она была в оцепенении. Я тоже считаю, что событие печальное. 20-летняя молодая учительница и мозг 5-летнего младенца.
Зачем это вбивать в голову 5-летней девочки?
Вовлечение азербайджанских школ в государственную пропаганду представляет для будущего угрозу выращивания поколения мести, воспитанного исключительно на чувствах злобы и ненависти и травмированного сознания.
В 1990-е годы у нас распространялись слухи о том, что армяне нашептывают своим новорожденным детям на ушко слова «турки – твои враги». Не знаю, насколько это соответствует правде, но тогда у многих из нас это вызвало чувство жалости к армянам. Но, как видим, со временем, человек все больше становится похожим на своего врага.
Ну, надо же, 5-летнему ребенку – «Армяне сделали нас несчастными и жалкими»!
В новом азербайджанском обществе с его искаженной системой ценностей дети получают воспитание согласно новой философии патриотизма, воплощенного в тезисе «любишь Родину – ненавидь армян».
Основы социализации закладываются в раннем детстве, начиная с формирования отношений со сверстниками, восприятия и осознания собственного Я.
Севиндж Парвана. Беседа на ходу (мимоходом)[e]
(Рассказ-стишок в виде диалога. Для детей 5-12 лет)
– Не плачь, доченька. Пусть плачут армянские младенцы
– Мама, а где они, армянские младенцы?
– На самом дне ада
– А почему пусть плачут? Разве не жалко?
– Нет, не жалко. Пусть змея ужалит их, если лгу
– Младенцеееев???
…
– Мама, я хочу играть с армянскими детьми, эээ…
…
– Нет, э, нет… я хочу с армянскими детьми
– Нельзя доченька. Они далеко от нас
– Как далеко? В аду?
– Да, в аду
…
– Тогда где сами дети? Мама, можно я поиграю с ними?
– Нет, доченька. Они плохие дети. Мы не можем пойти к ним. Они отберут твои игрушки и разломают
– А что, у них нет своих игрушек?
– Есть. Но они захотят твои игрушки. Поэтому и плохие, да
– А я дам, пусть поиграют. Потом вернут
– Не вернут. Не захотят. Они не возвращают то, что берут
– Тогда не дам
Баку. 2009 г
Социализация включает в себя процесс закладывания установок, заветов и наставлений, формирующих программу на всю дальнейшую жизнь.
Г. Ибрагимова[f]. Я скажу сыну всю правду, ничего не скрою. Скажу, что «сынок, научись различать хорошее от плохого. И помни, что в каждой нации есть хорошие и плохие, армяне же единственная нация в мире, не имеющая хороших, или же их единицы. Любимый всем миром великий поэт А.С. Пушкин, обращаясь к непонравившемуся ему человеку, ругался словами «Ты – армянин»!
А главное, третье наставление, будет следующее:
«Сын мой, услышь и запомни, армяне наши кровные враги. Не оставляй врага неотомщенным! Если встретишь армянина даже в самой цивилизованной стране мира, отнесись к нему как к созданию, выпившему кровь твоего народа! Никогда не прощай врага! Если простишь, пусть будут прокляты для тебя хлеб Родины, Отцовская кровь, и Материнское молоко!!!»
Удивительно, но автор этих строк совершенно искренне считает себя со знательным и толерантным человеком[470].
<…> вы меня называете шовинисткой, обвиняете в оскорблении всего армянского народа. Писатель, обвиняющий весь народ, всего лишь принижает себя. Сознательный человек никогда не позволит себе обвинять весь народ. Я в своих произведениях всего лишь призываю детей моего народа быть бдительными и держаться подальше от армян.
Следующий этап формирования армянофобии в Азербайджане – воздействие на молодежь, основанное на естественных страхах, заложенных уже в детстве. Основной посыл: «армяне занимают наши места», «околдовывают наших мужчин», «армяне уродливы и беспутны». Иными словами, классическая форма демонизации и дегуманизации армян.
Чинара Вюгар: <…> мать в свое время финансировала армян, и сейчас она выдавала свою дочь замуж, при этом с опаской заливаясь слезами, говорила – не дай бог жених узнает. <…> я пришла в ужас и подумала, сколько же у нас в Азербайджа не людей, чья мужественная кровь смешалась с собачьей кровью[471] … <…> Рамиль Сафаров зарубил топором армянского офицера[g] . Вначале народ его поддержал, а потом забыл. Когда Эйнулла Фатуллаев[h] находился в заключении, тех, у кого болела душа за него, было гораздо больше, чем за убившего армянского холопа Рамиля Сафарова. <…> Так, к примеру, все имущество экс-мэра Баку Рафаэля Аллахвердиева перешло армянской женщине и то, что осталось должно перейти оставшейся от нее дочери? <…> в школе предмет азербайджанский язык и литература ведут две учительницы, армянки по происхождению. Говорят, что директор в вышеупомянутой школе тоже по происхождению армянин, и , хотя в газетах и в интернете об этом написано, мы ничего не можем с этим сделать. Мы знаем только то, что, в самом деле, из-за позиции директора школа уничтожается. В массажных салонах, которые находятся около станции метро «28 мая», многие хозяйки также являются армянками по происхождению. Эти армянки вовлекают азербайджанок в разврат. <…> Мы много слов слышим об армянских женщинах. Дочь армянского сенатора ведет распутную жизнь. Дочь армянской певицы Шер поменяла пол, и это ещё не все. Живущие в Азербайджане армяне делают пластические операции на носы. Пластические хирурги делают обрезание на армянских носах и превращают в мусульман. Армянская конституция тоже не запрещает проституцию. На самом деле, женщина этой национальности – проститутка, а мужчины – «красавцы».
В структуре МНБ необходимо создать отдельную структуру, которая занималась бы расследованием среди населения на наличие армянской крови. К примеру, родители, которые хотят женить или выдать замуж своих детей, могли бы обратиться в эту структуру с запросом, есть ли среди будущих родственников кровные связи с армянами. И может тогда мы сможем очистить нашу кровь от смешения с поганой армянской кровью[472].
Красноречивым примером дегуманизации – открытого выражения презрения и готовности поддерживать и совершать зверства[473] – является заявление народной артистки Азербайджана и Армении, певицы Зейнаб Ханларовой, комментирующей зверское убийство на этнической почве Рамилем Сафаровым[474].
«Он (Рамиль Сафаров) – герой не только Азербайджана, но и всего мира. Необходимо воздвигнуть ему памятники. Не каждому мужчине под силу совершить то, что сделал он. Есть два героя: один господин Ильхам Алиев и другой – Рамиль Сафаров. Если бы я была на месте Рамиля, сделала бы то же самое. Отнял жизнь у армянина, правильно и сделал»
Наряду со всем вышеперечисленным статус женщины, матери и авторитетного члена сообщества используется в целях маргинализации общения с армянами:
Народная артистка Азербайджана Назпери Досталиева[475]: У меня язык не повернется назвать азербайджанцами лиц, находящихся в дружеской переписке с врагами, которым чужда человечность. Я не знаю, кто они. Но как гражданка своей родины, как мать и, самое главное, как народная артисткаАзербайджана, я не прощу этих людей».
Председатель Комиссии по защите прав и делам несовершеннолетних Сабаильского района Баку Халида Байрамова[476]: «Может быть, ради будущего мира следует делать какие-то шаги, но я против дружбы с армянами, потому что однажды предавший никогда не станет другом, и его однозначно следует считать врагом. То, что сделали армяне в Азербайджане, невозможно забыть, да и они к нам испытывают исключительно вражеские чувства. Существует понятие «патологическая ненависть» – так вот, у меня к армянам именно такая ненависть. Не может быть хорошего армянина для азербайджанца или турка. Может это неправильно, но я так считаю!».
Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с детства и преследуют его всю жизнь. Иными словами, государственная политика армянофобии и ее пропаганда насаживается на благодатную, взрыхленную армянофобией почву, заложенную с детства.
Ширин Керимбейли. Ахриман земного шара[i]
Эй, армянин, эй, головорез,
Дьявол, шайтан, скажи, кто ты?
Ахриман земного шара
Эй, провокатор ты коварный
Палач, преступник,
Не хватит ли пролитой крови?
Не завершилась ли резня?