Глава 6. Запрет на позитивное отношение к армянам
Одним их немаловажных компонентов политики блокирования Армении и навязывания армянофобии, предполагающей полную дегуманизацию армян, является запрет на любые упоминания, где могут проявляться человеческие качества армянина и представление о нем, как о носителе созидательного, гуманного начала. Блокируются пути и возможности возникновения межличностных взаимоотношений, влекущих за собой разрушение пропагандистских клише, на которые потрачены огромные средства, ресурсы и время.
К процессу привлекаются представители интеллектуальной, политической, культурной элиты страны, используется административный ресурс, а «непокорные» караются очень жестко, подвергаясь обструкции, лишению возможности заниматься профессиональной деятельностью.
Или, наоборот, добившись определенных успехов на поприще отторжения обществом понятия «армянин», симпатия к армянам используется в качестве достаточного основания для остракизма неугодного оппонента, часто политического и нередко профессионального, социального, бытового.
Сиявуш Новрузов, депутат, заместитель исполнительного секретаря правящей партии «Ени Азербайджан»: «Рустам Ибрагимбеков, проводя собрание Национального совета в здании отеля, который принадлежит лицу армянской национальности, еще раз доказал свой союз с армянами […] У Рустама Ибрагимбекова хорошие отношения с армянами. Он открыто говорил, что он относится к армянам с большим уважением и почетом. Даже в одном из своих интервью заявил, что после ухода армян из Баку наша столица опустилась в культуре. Как лицо с таким мышлением может возглавлять Азербайджан?[149]
Способы воздействия на представления людей об армянах различаются по объекту, степени и форме.
Объект I. Маргинализация общения с армянами
В данном случае используются те же технологии, что и выше. К проявлениям подобного рода запретов можно отнести маргинализацию общения с армянами посредством социальных сетей[150], причем к этому привлекаются наиболее авторитетные для каждого отдельно взятого слоя населения лица – от политиков и ученых до разноуровневых представителей культуры, каждый из которых воздействует собственным авторитетом на свою референтную группу. Особым почетом и общественным одобрением пользуется грубость в отношении армян, которая считается проявлением патриотизма.
Депутат парламента Айдын Мирзазаде: «Когда некоторые бакинцы под влиянием романтических воспоминаний ищут своих бывших одноклассников и соседей среди армян, более того, вносят их в рубрику «друзья», стоит подумать – а насколько дружественные чувства испытывает к вам противоположная сторона?»
Председатель комиссии парламента по культуре Низами Джафаров: «И в то время, когда проблема Нагорного Карабаха не решена, сотрудничество с армянами на любом уровне является предательством. Можно вести переговоры, обсуждать политические вопросы, решать культурные проблемы, но дружить с армянами, в то время как Арменией оккупированы наши земли, недопустимо. Это ложная дружба!»
Член постоянной комиссии парламента по вопросам безопасности и обороны Захид Орудж: «Подобные дружеские связи категорически неприемлемы. Потому что создается впечатление, что у нас нет проблем с Арменией, что мы не находимся в состоянии войны, и наши земли ими не оккупированы. Вообще, все «дружеские визиты» в Армению и Нагорный Гарабах в рамках народной дипломатии неприемлемы, это ведет к замораживанию конфликта, легализации юридических вопросов в пользу Армении История показывает, во что обходится Азербайджану дружба с Арменией – сколько наших земель в советские времена перешло к армянам, сколько еще оккупировано… Дружба с армянами фактически ведет к будущему очередному стратегическому захвату азербайджанских территорий. Поэтому переписку на этом сайте под частичный контроль должно взять на себя Министерство Национальной Безопасности»
Политолог Вафа Гулузаде: «Между нами и армянами никогда не может быть дружеских отношений. Потому что, во-первых, пролито море крови, а во-вторых, есть Россия, которая настраивает Армению против Азербайджана и использует ее в своих целях»
Телеведущая и продюсер Сайга Джахид: «Конечно, на этом сайте много активных армянских юзеров, которые пытаются связаться с азербайджанцами. И со мной такое было, но я сразу же удаляла их, потому что они наши враги. Мы не должны вступать с ними в переписку, и я негативно отношусь к тем, в особенности певцам, которые делают это. Пусть им будет стыдно!»
Ведущий передачи клуб V.I.P Фарид Рзаев: «Я являюсь пользователем этого сайта и нашел там очень много своих друзей и близких. Однако о переписке с армянами не может быть и речи. Почему мы должны с ними переписываться? А если со мной пытается связаться армянин, то я вношу его в черный список»
Ведущий передачи клуб V.I.P Орхан Рзаев: «Я хотел бы добавить к словам своего брата Фарида, что на сайте odnoklassniki ru очень много армян. Они могут притвориться ангелами, но мы не должны этим обманываться. У нас есть один враг – и это армяне. Не стоит забывать, что они новорожденным на ушко шепчут: «Ты в будущем станешь гражданином Великой Армении и у тебя есть один враг – это турки»
Ведущий передачи «АТВ Магазин» Илькин Гасани: «Будь я проклят, если я буду переписываться с армянами. Я пару раз переписывался с армянами, но только ради того, чтобы бороться с ними виртуально»
Певец Фаэтончи Назим: «Переписываться с армянами не стоит. Они наши враги. Дружить с армянами, которые сегодня захватили более 20% земель Азербайджана, полный абсурд. Я тоже против этого»
Депутат парламента, писатель-журналист Агиль Аббас: «У меня два сына, которые время от времени заходят на армянские сайты. Они могут в довольно грубой форме ответить армянам, таким образом они вносят свой вклад в информационную войну. Лично мне кажется странным, что молодежь переписывается с армянами. Если это делается ради дружбы, то они дураки, еще раз повторяю – дураки. Мы можем восстановить связи с армянами лишь в том случае, если они, встав перед нами на колени, попросят извинения за Гарабах. Люди, которые входят на этот сайт ради дружественной переписки с армянами, – не азербайджанцы».
Информационный сайт «Uncoqta.az» опубликовал материал под заголовком «Что связывает корреспондента газеты «Зеркало» с армянами?», в котором журналистку Елену Малахову азербайджанские коллеги обвиняют в общении со знакомыми армянами в сети Интернет. В статье говорится, что, несмотря на карабахский конфликт, в Азербайджане проживают армяне, «но это не значит, что они нам не враги». «Проживающие у нас армяне приняли гражданство, но мы должны знать нашего врага в лицо»,– пишет издание и отмечает, что каждый гражданин Азербайджана должен знать это и не допускать тесного общения с армянами
«Корреспондент «Зеркала» Елена Малахова, кажется, забыла эту истину. Эта дама недавно побывала в Бельгии в рамках программы ЕС «Европейская политика соседства». В Брюсселе Малахова гуляла с делегацией журналистов из Армении и фотографировалась с ними. На фотографиях явно видны теплые отношения Елены Малаховой с армянами. Сейчас она общается с ними посредством социальной сети «Facebook» и разместила там фотографию с Аллой Серобян»,–возмущается азербайджанское издание[151].Народный артист Азербайджана Фаиг Агаев на своей страничке в социальной сети Facebook подверг критике соотечественников, поставивших « Like » армянскому журналу «Ереван». «Не понял…какой азербайджанец мог поставить « Like » этому? Вы хоть понимаете, что «лайкаете»? Вам должно быть стыдно», – написал Агаев и заявил, что имеет право выражать свое мнение как гражданин Азербайджана и народный артист[152].
Народный поэт Азербайджана, экс-депутат Вагиф Самедоглу: «Я не принимал и не приму участия на встрече азербайджанской и армянской интеллигенции. Моей ноги не будет на подобных встречах. Зачем встречаться, если ты заранее знаешь, что ничего путного из этого не выйдет»[153].
Объект II. Маргинализация тех, кто, тем не менее, общается с армянами
В этом случае используются те же механизмы, что и в предыдущем, лишь с той разницей, что объектом оскорблений становятся сами азербайджанцы, нарушившие «табу» и вступившие с армянами в контакт. Самое мягкое «наказание» в данном случае – отторжение и призывы к бойкоту. В худшем случае предстоит беседа с представителями спецслужб, вплоть до ареста.
Народные артисты Азербайджана Ильхама Гулиева, ханенде Алибаба Мамедов и Ариф Бабаев[154]осудили молодую азербайджанскую певицу, исполнившую мугам в сопровождении армянского ансамбля Армена Алексаняна в одном из московских ресторанов.
Народный артист, президентский стипендиат Ариф Бабаев: «Плохо, очень плохо. Мало того, что они воруют нашу национальную музыку, так не хватало еще и такого факта. Лично я никогда бы не выступил вместе с армянами»
Народная артистка Азербайджана Ильхама Гулиева: «Я даже не хочу говорить на эту тему. Надо вначале выяснить, кто эта девушка по национальности и почему она так поступила. Вообще, подобный факт считаю позорным для азербайджанца»
Против заслуженной артистки Азербайджана Айбениз Гашимовой и ее дочери Айнишан Гулиевой в социальных сетях началась кампания травли. Айнишан, отец которой погиб в карабахской войне, представляла Азербайджан на конкурсе «Славянский Базар-2011». Как сообщает сайт «Faktxeber.com», в сети Facebook появилась информация о том, что Айнишан подружилась с представителем Армении Нареком Маргаряном
«Она вместе с матерью даже сфотографировалась с армянином. Как может дочь шехида, представляющая Азербайджан, подружиться с армянином?» – возмущается сайт и напоминает читателям, что «нельзя забывать, что армяне являются вечными врагами азербайджанцев».[155]
Знаменитый певец Таджир Шахмалыоглу (Tacir Şahmalıoğlu) из группы Карабахские Соловьи (Qarabag Bulbulleri ) был подвергнут публичным оскорблениям и осуждению после распространения ролика, где он поет в дуэте с певцом-армянином (который, как оказалось, езид из Армении, а сам Таджир — курд) в одном из московских ресторанов
В результате чего он был вынужден оправдываться и подтвердить свою нетерпимость к армянам в прессе[156]: <…> Таджир отметил, что он не принимает, чтобы азербайджанские певцы пели вместе с армянскими: «Это неправильно. Примерно год назад мне позвонили из Москвы. Это был армянин. Он сказал мне, что они мои фанаты и предложил мне 50 тысяч долларов, чтобы спеть на свадьбе. Но я отказался и сказал, что мне не нужны 50 тысяч, которые я получу за то, что спел на армянской свадьбе. Будь то 100 тысяч, 1 миллион, это для меня все равно, что копейка. И по сей день, когда по телевизору показывают шехидов, не могу сдерживать свои слезы. Если в будущем будет угодно старшим, я готов пойти в бой с автоматом на плече. Я отдам свою жизнь за Азербайджан».
Объект III. Маргинализация третьих лиц, имеющих контакты в обоих обществах
Это певцы, актеры, политические деятели, писатели, общественные деятели международного или регионального уровня.
Следует отметить, что азербайджанская сторона очень чутко и внимательно отслеживает любые упоминания об Азербайджане и Армении со стороны третьих лиц и очень остро реагирует на любое нарушение, как ей кажется, «баланса». Малейший крен в сторону Армении на западном берегу Каспия рассматривается в качестве оскорбления, и реакция следует незамедлительно.
Помимо уже известных и неоднократно использованных методов воздействия на внутреннюю аудиторию, здесь используются работающие в данном обществе методы по дискредитации объекта и его маргинализации, вплоть до не соответствующих действительности.
Как, например, в случае с иранской певицей Гугуш, которая была «уличена» в том, что поет песню на армянском языке (60-летней певице был приписан любовник-армянин).
Сайт Day.Az[157]: Удалось узнать сенсационные подробности данного решения певицы. О них рассказал организатор гастролей иранских исполнителей в Азербайджане, гражданин Ирана, уроженец Тебриза Салман Пишнамаз.
«Я два года вел с ней переговоры по поводу гастролей в Азербайджане, а она все время затягивала их. Затем я узнал причину. Оказалось, что ее бойфренд – армянин по национальности, не пускает Гугуш на гастроли, если не может ее сопровождать. Он так и сказал: «Она без меня никуда не поедет!»– прекрасно понимая, что его в Азербайджан я пригласить не смогу. Более того, она предпочла поехать вместе с ним в Армению. Так что в вашу страну Гугуш не пустил ее армянский бойфренд», – заявил Day . Az С.Пишнамаз.Сайт 1news.az[158]: В Интернете был опубликован видеоролик известной иранской певицы Гугуш, где она исполняет армянскую песню «Зепюр кдарнам». Азербайджанский певец Ягуб Зуруфчу заявил, что прекратил общаться с Гугуш: «Сейчас она меня мало интересует. После выхода этого видео мы перестали общаться. И сегодня речи не может быть о ее приезде в Азербайджан.
Cайт Azeritoday.com[159]: Если честно, следует подумать, насколько нам нужен приезд в Азербайджан певицы, не придающей значения нахождению Азербайджана в условиях войны с Арменией и до последних лет исполняющей азербайджанские песни на армянском языке.
Объект IV. Страны, услуги и товары, произведенные ими, бойкотируемые со стороны Азербайджана за сотрудничество с армянами, Арменией или нелояльное отношение к Азербайджану
Недавно, после принятия французским парламентом закона, криминализирующего отказ признания так называемого «геноцида армян» одна из популярных азербайджанских радиостанций с гордостью сообщила, что «снимает с эфира» все французские песни. Притом также сообщила, что в свое время, после подписания в Цюрихе армяно-турецких протоколов, на время отказалась также от турецких песен[160].
В 2010 году в Азербайджане была отключена трансляция телеканала «Мир», который показывал передачу «День независимости. Армения». Кабельное азербайджанское телевидение KA TV 1 довело до сведения своих азербайджанских абонентов, что 21 сентября ретрансляция телеканала «Мир» будет временно прекращена с 16:05 до 16:25 по бакинскому времени[161].
NR2.ru[162]: Нидерландская компания «Kales Airline Services», являющаяся партнером компании «Азербайджан хава йоллары» («Азербайджанские авиалинии»), под давлением Баку была вынуждена уволить агента по продаже билетов Мери Саркисян только за то, что она армянка.
Агентство «АНС-Пресс»[163]: Сервис онлайн-бронирования авиабилетов OneTwoTrip начал работу в мае 2011 года, оперирует базой более чем 500 авиакомпаний. Основатели — Петр Кутис и Ованес Погосян. <…> Отметим, что до этого выявлялись факты проникновения на азербайджанский рынок различной продукции армянского производства. Так, в Азербайджане ранее неоднократно фиксировались неведомо откуда появившиеся на наших прилавках различные продукты питания армянского производства – масла, кофе и др. В последнее время все более участились случаи проникновения армянской продукции на азербайджанский рынок. Для предотвращения подобных случаев соответствующие структуры должны усилить контроль.
1news.az[164]: Исследование показало, что 100% опрошенных азербайджанцев ответили «Нет» на вопрос, имеют ли право авиакомпании, действующие на территории Азербайджана, осуществлять продажу билетов на свои рейсы через компании, принадлежащие полностью или частично лицам армянской национальности.
На вопрос, должны ли быть каким-нибудь образом наказаны действующие на территории Азербайджана авиакомпании, которые осуществляют продажу билетов на свои рейсы через компании, принадлежащие полностью или частично лицам армянской национальности, 100% опрошенных ответили «Да» .
Успех кампании обеспечивается путем воздействия на одну из важнейших составляющих человеческих потребностей – быть составной частью социума. Эксплуатируются понятия патриотизма, члена этнической или социальной группы (ты – не азербайджанец, ты – не азербайджанка), запугивая «страшилками» из далекого и не очень прошлого (все армяне сдавали деньги в «Крунк», вспарывали беременным животы, медсестра-армянка в роддоме зажимала яички новорожденным азербайджанским детям и пр.).
Здесь привлекаются авторитетные в данном обществе люди, которые на собственном примере демонстрируют «правильное» с точки зрения действующей идеологии поведение.
Страх оказаться отторгнутым от общества и стать объектом порицания, а также наличие внешнего коварного врага, прочно цементирующие самосознание, приносят свои плоды.
Формы запрета на позитивное упоминание условно можно разделить на три типа:
1. Первый тип запрета на позитивное упоминание армян – это вывод из оборота произведений (фильмов, литературных произведений или телепередач), где есть упоминание армян в позитивном свете или описываются достижения Армении, а также запрет на осуществление совместных проектов с участием армян.
После картины «В одном южном городе» еще один фильм народного артиста Азербайджана, режиссера Эльдара Гулиева, попал под запрет. Речь идет о фильме «Заложник», в котором армянин – положительный персонаж. По сюжету фильма, во время Карабахской войны азербайджанец Керим попадает в плен к армянской стороне. По решению жителей села, для того чтобы совершить обмен, супруге Керима отдается заложник-армянин. По прошествии времени она открывает для себя положительные качества армянского мужчины[165].
После того как в сети появилась информация о том, что азербайджанцы из Грузии приняли участие в съемках армянского фильма «Открытая дверь», азербайджанское информагентство обратилось за комментарием к одному из лидеров движения азербайджанцев, проживающих в Грузии «Гейрат» Зумруду Гурбанлы, который заявил, что «ни один азербайджанец, проживающий в Грузии, узнай он о том, что армяне хотят снять его в своем фильме, не даст на это согласие»[166].
2.Второй тип запрета – лишение возможности осуществлять профессиональную деятельность и увольнение с работы, как правило, «по собственному желанию» или «по требованию коллектива (народа)». Часто обвинение – «излишняя симпатия к армянам» – достаточное основание для решения последующей судьбы обвиняемого.
Асеф Гулиев, журналист, был уволен с работы за участие 11-14 июля 2010 года в состоявшейся в Армении международной конференции «Свобода информации на Кавказе». Сразу по возвращении из Еревана ему предложили уволиться по собственному желанию. Однако журналист не согласился с этим. При этом Гулиев подчеркнул, что на конференции он не представлял государственное телевидение и участвовал в поездке в период своего отпуска[167].
По инициативе докладчика ПАСЕ по Южному Кавказу Лео Платвоета и председателя делегации Европарламента по Армении, Азербайджану и Грузии Марии Анны Ислер Бегин, в 2007 году в стенах ПАСЕ состоялся концерт Кавказского камерного оркестра. Оркестром руководил дирижер Уве Беркемер (Германия).
Замысел организаторов концерта состоял в том, что исполнители из трех стран Южного Кавказа должны были показать гармонию, в которой нуждаются народы этого региона. Однако власти Азербайджана запретили азербайджанским музыкантам участвовать в концерте. Тогда в поддержку своих коллег музыканты из Армении и Грузии исполнили и музыку азербайджанских композиторов[168].Ровшан Насирли[169]: «12 августа меня вызвали на встречу в Министерство национальной безопасности и стали спрашивать, почему я голосовал за представителей Армении. Меня обвиняли в отсутствии патриотизма, из-за чего Армения оккупирует территории, принадлежащие Азербайджану. <…> У представителей спецслужб были имена и фамилии, а также телефонные номера 43 человек, которые проголосовали за армянский дуэт, занявший с песней Jan Jan десятое место в финале «Евровидения», проходившего в Москве в мае этого года. <…> Если речь идет о войне, то почему чиновники Азербайджана, например, посол в России Полад Бюльбюль-оглы, а также члены парламента совершают визиты в Армению?»
3. Третий тип запрета касается в первую очередь именитых, авторитетных людей – обструкция, дискредитация и публичные оскорбления со страниц прессы, вплоть до запрета на въезд в страну или даже угрозы ареста.
В 2012-м году группа работников театра юного зрителя в Азербайджане обратилась в Министерство культуры с требованием уволить «продажного» главного режиссера Джаннат Салимову с мотивировкой «сионизм и армянофильство».
А. Идрисоглы[170]: «Дж. Салимова должна быть уволена с занимаемой должности». <…> «Она занята только постановками классиков и не дает нам возможности ставить острые постановки современных авторов». <…> «Она дискредитирует в своих постановках азербайджанский народ»
Н. Кязимов[171]: «Будучи наполовину еврейкой, наполовину лезгинкой, она относится к нам, к коллективу, как мачеха. Более того, во время спора с одним из сотрудников театра она заявила: «Я люблю еврейский народ. И хочу, чтобы все знали: я с большой любовью отношусь к великому армянскому народу и преклоняю голову перед ним». Правда, она отказывается от этих слов. Но факт остается фактом. Я считаю, что она должна быть уволена, такой человек не имеет права работать с нашими детьми»
Показателен пример Рустама Ибрагимбекова, в лице которого действующая система узрела угрозу. Действует уже знакомый набор инструментов: служит армянам, армянофил и подобные оскорбления.
«Ени Азербайджан»: Рустам Ибрагимбеков – невоспитан, аморален и армянофил. <…> В качестве доказательства его симпатий к армянам приводится факт приглашения им в Баку на фестиваль «Шарг-Герб» («Восток-Запад») за счет организатора мероприятия кинорежиссера Романа Балаяна и некоего Рудика Аванесова, который в советское время работал в одном из министерств Азербайджана. <…>
Ниямеддин Ордуханлы, заместитель председателя ПНФОА по политическим вопросам: «Ибрагимбеков напрямую служит интересам Армении и России»
Ибрагимбекова не пустили в Баку[172]: «В аэропорту Гейдара Алиева в Баку после часового задержания со стороны погранслужбы, возвращая паспорта, пограничник сказал драматургу: «Мы не признаем вас так же, как и вы нашего верховного главнокомандующего (ред. Президент АР)». На это Ибрагимбеков ответил: «Я не говорил, что я его не признаю. Я сказал, что если он меня не признает, то и я его не признаю». Ибрагибеков также заметил пограничнику: «Если вы меня не признаете, то и я вас не признаю»
Исполнительный секретарь правящей партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Али Ахмедов: «Каждый гражданин Азербайджана должен ненавидеть подход, мышление и идеологию Рустама Ибрагимбекова», – сказал в среду журналистам заместитель председателя. – Рустам Ибрагимбеков, считающий себя азербайджанским интеллигентом, сомневается в том, что земля Карабаха является азербайджанской. Считаю, что это серьезный урон, нанесенный национальным интересам Азербайджана»[173].
Часто связи с армянами и армянофильство используются против политических оппонентов со стороны власти в превентивных целях или же в надежде, что это может дискредитировать человека настолько, что поставит крест на его карьере.
Сиявуш Новрузов, заместитель исполнительного секретаря партии «Ени Азербайджан», депутат[174]: «Это еще раз показывает, что Али Керимли и его группа, для того чтобы оказаться во власти, готовы даже быть заодно с самим шайтаном. <…> Мы неоднократно становились этому свидетелями. В свое время люди Али Керимли шли на переговоры с армянами в Грузии, получали от них деньги. И сейчас мы увидели, что по мере приближения в Азербайджане выборов эти группы вместе с армянами выступают против успешных работ, реформ, которые проводятся в стране, а также против лиц, которые служат Родине. Они готовы к сотрудничеству с армянами, дабы занять какоето место в азербайджанской власти».
Фазаила Агамалы, Председатель партии «Ана Вэтэн», депутат Милли Меджлиса[175]: «Мне пока не хочется называть конкретные имена, но могу смело сказать о том, что ряд оппозиционных политических партий Азербайджана финансируется из источников, тесно связанных с Арменией. <…> Я уже более года говорю о финансировании армянами оппозиционных партий. <…> Для осуществления финансирования также могут быть использованы и неправительственные организации». <…> «Он уверен в том, что партии, которые принимают эту помощь, попадают в сферу влияния армян»,– пишет “Зеркало”».
Сайт hurriyyet.net[176]:«Всем уже известна информация, распространенная в социальных сетях о начальнике генштаба Азербайджанских ВС, генерале Наджмеддине Садыхове, и о ближайшем родственнике, вернее, сыне родного дяди по отцу, служащем в Армении, в 102-ой российской военной базе в Гюмри. По имеющейся информации, Н.Садыхов поддерживает отношения со своим братом, полковником на указанной военной базе, встречаясь с ним не реже одного раза в месяц на территории Дагестана Примечательно, что, несмотря на солидный срок этой информации, ни соответствующие правоохранительные органы, ни независимые военные эксперты никак не озвучили свою позицию. Хотя сам по себе факт, представляя очень значимую угрозу безопасности страны, давно уже должен был бы стать предметом тщательного расследования. Однако по известным причинам, учитывая высокий ранг и положение в стране указанного в информации персонажа, соответствующие органы продолжают хранить молчание. <…>. Пользуясь близким родством с руководством страны, он добился того, что никто не может ему сказать «над глазами есть брови». Но считаем, что наступит время, когда Н.Садыхову придется ответить за все, и этот день недалек».
Искаженное представление об «истинном патриотизме» и кодексе поведения «чистокровного азербайджанца» направляется в русло ненависти, которая маскируется словом «толерантность», активно насаждается в сознание населения, убежденного в собственной толерантности, из списка которой выбывают армяне «по известной причине».
В селе Тумбул Бабекского района Нахичевана был избит член Общественной палаты Ибрагим Ибрагимли, который «старался пропагандировать среди сельчан необходимость мирного сосуществования с армянами безо всяких условий. Затем И.Ибрагимли начал защищать являющегося объектом всенародной критики писателя Акрама Наибова (Акрама Айлисли) и идеи его романа «Каменные сны», что разгневало присутствующих»[177].
1 марта 2011 года, когда азербайджанский информационный сайт «Qaynar.Info» опубликовал имена видных активистов и журналистов в Азербайджане, у которых были армянские«друзья» в соцсети «Facebook» – это была попытка дискредитировать их[178].
Российский писатель азербайджанского происхождения Эдуард Багиров в социальной сети Facebook опубликовал соболезнование армянскому народу в связи с днем памяти Геноцида армян. Азербайджанский писатель Натиг Расулзаде прокомментировал ситуацию следующим образом: «Единственное, что я могу сказать уверенно: такой человек не может быть азербайджанцем – ни «московским», ни «бакинским», ни «туркменским». Ведь азербайджанская фамилия – это еще не значит, что ты в душе азербайджанец. Судя по его заявлению, он в душе кто угодно, но не Багиров»[179].
В конце мая 2013 года вся азербайджанская пресса сообщила о новом законопроекте «Об оккупированных территориях Азербайджана», готовящегося к внесению на обсуждение Милли Меджлиса Азербайджана:
Информагентство «АПА»: «Граждане Азербайджана, сотрудничающие с какой-либо организацией Армении, будут привлекаться к уголовной ответственности
Гражданин Азербайджана, сотрудничающий с какой-либо организацией и структурой Армении вплоть до полного освобождения земель от оккупации, будет привлечен к уголовной ответственности». Это нашло отражение в статье 7 нового законопроекта «Об оккупированных территориях Азербайджанской республики»
В статье говорится, что граждане Азербайджанской Республики (за исключением представителей центральных исполнительных структур, участвующих в мирных переговорах в связи с освобождением оккупированных земель Азербайджана, дипломатических миссий и лиц, получивших соответствующие полномочия решением Милли Меджлиса), сотрудничающие с государственными и негосударственными структурами, судебными и законодательными органами, политическими партиями, общественными объединениями, СМИ, государственными и частными коммерческими и некоммерческими субъектами предпринимательства и их представителями, будут нести уголовную ответственность согласно Уголовному Кодексу АР.
Во второй части статьи определены запреты гражданам зарубежных стран: «Сотрудничающим с государством-оккупантом по направлениям деятельности, предусмотренным пунктом 1 статьи 6 этого закона, либо участвующим в осуществлении этой деятельности прямым или косвенным способом, а также участвующим в принятии решений в связи с этой деятельностью, всем иностранным государственным и негосударственным субъектам, их представителям и гражданам зарубежных стран запрещается вести деятельность на территории Азербайджана. Санкции распространяются на всех юридических и гражданских лиц»[180].
Однако пресс-служба парламента опровергает наличие такого законопроекта.
«Пресс-служба Милли Меджлиса заявляет, что сообщения о подготовке в парламенте подобного законопроекта не соответствуют действительности. Ни в одном комитете парламента не обсуждался и не предусматривается обсуждение такого законопроекта[181].
К месту будет процитировать слова Рауфа Миркадырова: «А мы долгое время отказывались говорить, аргументируя свою позицию тем, что находимся в состоянии войны с Арменией, но войну не начинали. А тех, кто хотел говорить, пока молчат пушки, объявляли предателями[182].