Азербайджан, реализуя основные положения своей «национальной идеи» — информационной борьбы против Армении и всего армянства, стал беспардонно использовать ложные, ненаучные, аморальные и нецивилизованные методы, целью которых является неоправданное обвинение армян в геноциде и совершении преступлений против проживавших в г. Губе евреев в далеком в 1918 году.
Азербайджанская историческая наука стахановскими темпами продолжает развивать «автономные» и своеобразные лженаучные принципы фальсификации истории всего Южного Кавказа и своего государства, точнее, меняя исторические факты с учетом современных реалий и конъюнктуры, сутью которых является представление всевозможными средствами и способами армянского народа убийцами, преступниками – сначала в отношении азербайджанцев, а потом в отношении других народов.
Разберём составные элементы пропагандистского конструкта, насаждаемые и распространяемые в этой связи.
Миф первый. Азербайджанцы – жертвы «армянского геноцида»
Несколько лет назад, 11 апреля 2007 года новостные издания Азербайджана распространяют новость о найденных захоронениях в г. Губа на месте реконструируемого стадиона.
До кампании по вовлечению еврейских организаций в политические манипуляции вокруг найденных останков была выдвинута версия о том, что найденные останки принадлежат мусульманам.
Тогда же азербайджанская сторона устами директора Института археологии и этнографии НАН Азербайджана Маиси Рагимовой заявила: «Антропологические исследования подтвердили, что эти люди – мусульмане… найденное захоронение — одно из свидетельств зверств, учиненных армянами в Губе в 1918».
Азербайджанский историк Аскер Алиев, который непосредственно участвовал в данной экспедиции, свидетельствовал о том, что «среди множества черепов и детских костей удалось найти только 35 целых скелетов. В колодцах не найдено волос, остатков одежды или вещей».
Таким образом, ученый Аскер Алиев, как участник экспедиции в Губе, утверждал, что отсутствовали археологические факты, которые могли бы свидетельствовать об особенностях национальной или религиозно-конфессиональной принадлежности захороненных людей. И интересно, каким непонятным способом они идентифицировали и определили национальность жертв. Возможно, что азербайджанские ученные – единственные в мире, владеющие такими своеобразными историческими «научными знаниями», «умениями» и «способностями». Озвученная версия о жертвах-мусульманах была лишена археологических оснований. Через некоторое время данная взятая с потолка «гипотеза» была приспособлена к версии жертв из еврейского населения Губы.
Миф второй. Евреи «лучше» азербайджанцев — вот пусть они станут «жертвами армянского геноцида»
Азербайджанское государство, понимая мощь и роли еврейских диаспориальных организаций в современном мире и огромные возможности еврейского лобби, решило использовать их в своих целях для решения Карабахского вопроса в свою пользу. Функционеры бакинского агитпропа понимали, что необходимо найти подходящий случай, чтобы поссорить армянский и еврейский народы. Таким случаем стали вышеупомянутые захоронения в г. Губе, которые сначала «великие азербайджанские ученые», не имея на то никаких научных и антропологических исследований, «на глазок» определили как «мусульманские» (читай азербайджанские), а потом решили неизвестные останки ровно таким же способом («на глазок») идентифицировали как «еврейские».
Спустя некоторое время азербайджанские ученные, получив соответствующие указания и забывая свои недавние научные заключения об «азербайджанских жертвах», стали активно распространять «альтернативную» версию о том, что останки принадлежат жертвам геноцида, якобы совершенного в 1918 году армянами против проживавших в Губе евреев. Однако, как свидетельствуют документы Центрального Государственного Исторического Архива России, в то время отношения между местными армянами и евреями отличались исключительной дружественностью и взаимным доверием.
На днях многие СМИ Азербайджана оперативно растиражировали информацию о посещении массового захоронения в Губе прибывшей с визитом в Азербайджан делегацией Совета представителей еврейских институтов Франции.
Сам Ильхам Алиев в последние годы несколько раз посещал захоронения в Губе и каждый раз выступал с армянофобскими заявлениями, что свидетельствует о политическом значении, которое придаётся этому сюжету. Властями Баку уже предпринимаются меры, направленные на то, чтобы захоронение стало местом посещения иностранных делегаций в соответствии с государственным протоколом – разумеется, в первую очередь, для мировых еврейских организаций.
В настоящее время по инициативе официального Баку эта тема становится особым предметом политических манипуляций, нацеленных на эскалацию и усиление ксенофобии и культивирование антиармянских настроений как в Азербайджане, так и его распространение в среде основных мировых организаций, представляющих еврейское лобби.
Международное научное исследование как единственный способ выявления истины и противодействия азербайджанской лжи и фальсификации
Научные круги Армении в 2012 году два раза обращались к руководству Национальной академии наук Азербайджана с целью организации и проведения международной научной экспертизы обнаруженного захоронения в г. Губе, результатами которой стала бы объективность в их идентификации. В январе 2012 года к президенту Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Махмуду Керимову с письмом обратился доктор биологических наук, профессор Левон Епископосян. Он, являясь научным руководителем группы генетики человека Института молекулярной биологии Национальной Академии Наук Республики Армения и президентом Армянского антропологического общества, предложил азербайджанской стороне провести квалифицированную международную экспертизу человеческих останков, обнаруженных в Губе.
В начале ноября сего года мировые средства массовой информации опубликовали обращения президента Ассоциации политической науки Армении доктора политических наук Гайка Котанджяна к президенту НАН Азербайджана академику Махмуду Керимову. Оно стало вторым обращением научных кругов Армении, как и в первом, так и во втором обращении, с целью объективной научной идентификации обнаруженного захоронения в г. Губе, было предложено изучить их. Однако азербайджанская сторона предсказуемо так и не ответила, продолжив пропагандистские упражнения.
По инициативе «фонда Гейдара Алиева» на территории массового захоронения в Губе начато строительство мемориального комплекса, посвященного памяти жертв геноцида и соответствующее распоряжение в 2010 году подписал президент Азербайджана. И такая «забота» Ильхама Алиева, вошедшего в мировую историю вандализма с именем: «Полководец, выигравший битву против армянских памятников Среднвековья – хачкаров в Старой Джульфе», очень удивляет. Возможно, когда-нибудь на месте уничтоженного и разрушенного древнего армянского кладбища в Старой Джульфе продолжатели традиций «великих азербайджанских» ученных будут с пеной у рта доказывать, что там найдены «новые жертвы» армянского Геноцида.
Фальсификация азербайджанской историографии и как армянской стороне противостоять этому
Безусловно, обращение научных кругов Армении имеет свое значение, но, учитывая реалии настоящего времени, можно с большой уверенностью сказать, что в Баку никто на эти обращения отвечать не собирается. Более того, наука, в том числе историческая, там уже давно стала частью государственной политики.
Для этого необходимо активизировать и скоординировать деятельность армянских научных кругов и общественных организаций для более качественного информирования международного научного сообщества о данных фальсификациях. По оценкам многих экспертов, в нынешнем году представители армянских научных кругов, интернет-сообщества и СМИ впервые за последние 5 лет смогли профессионально и эффективно, фактически без особых финансовых затрат, противостоять азербайджанской пропаганде.
В Москве члены Московского Еврейского общинного центра в беседе со мной по данной теме заявили, что они понимают усилия Азербайджана и всерьез не воспринимают их, но считают, что такие исторические факты должны быть изучены, а также пройти международную научную экспертизу. По их словам, в случае создания такой международной комиссии, в её состав в обязательном порядке должны войти еврейские ученые, тем более, что в Израиле действуют передовые научные центры, которые специализировались на Геноциде и Холокосте евреев во второй мировой войне.
В заключение данной публикации выскажусь о необходимости алгоритма возможных действий армянской стороны:
1. Через развитую систему армянских диаспориальных организаций, действующих фактически в большинстве стран мира, активно взаимодействовать с еврейскими организациями и донести им свою позицию по данной теме.
2. Продолжать разоблачение исторической фальшивки о геноциде, якобы совершенном в 1918 году армянами против проживавших в Губе евреев, тем более, для этого есть основание – первоначально Азербайджаном они были определены как мусульмане (азербайджанцы). В своем обращении Гайк Котанджян указывает на некоторые достоверные исторические факты об экспедиции 1918 года турецких войск Нури-паши, продвигавшихся с боями с местным населением в Баку, которая в сентябре того же года закончилась резней тысяч бакинских армян. Из турецких источников следует, что участвовавший в захвате Баку Халиль-паша в своих мемуарах признается, что зверства Нури-паши по отношению к армянам, массовые казни и резня вызвали возмущение служащих в турецкой армии германских офицеров, которые охарактеризовали действия турецкого командования как «массовую резню армян» и, не желая участвовать в этом, подали в отставку и вернулись в Тифлис. Кроме того, ученый напоминает, что жители Губы могли стать жертвами этой военной экспедиции, в ходе которой турецкие войска в августе 1918 года захватили Губу, населенную в основном нетюркскими народами различных вероисповеданий: лезгинами, хыналыгцами, крызами, будугами (мусульмане); армянами и удинами (христиане); горскими евреями (иудеи); татами (мусульмане, христиане, иудеи) и молоканами.
3. Результатами активной деятельности против азербайджанских фальсификаторов является то, что армянская сторона неоднократно успешно доказывала их несостоятельность, и, тем самым, нанесла по ним мощный удар. Для того, чтобы шокировать мировую общественность, вызвать негативное отношение к армянской стороне, азербайджанские пропагандисты используют фотографии жертв курдских погромов в Турции, жертв резни в Сребреннице (Босния и Герцеговина) и т.д. Следуя лучшим традициям азербайджанского агитпропа «присваивать все, что плохо лежит», кадры армянских жертв зверств азербайджанцев в Мараге 10 апреля 1992 г. были цинично превращены в «азербайджанцев из Ходжалу». Некоторые интернет-издания Азербайджана пошли еще дальше, особенно сайт tac.az, выставив фотографию львовских евреев перед расстрелом со времен II мировой войны в качестве доказательства «армянского террора», сопроводив эту фотографию ужасающими рассказами «жертв», вызывающих столь же большое сомнение, сколь и сама иллюстрация к рассказам.
Добавим к этому, что несколько лет назад азербайджанская сторона опозорилась при издании научных книг, посвященных «трагедии Ходжалы». Азербайджанские «ученые» с громкими званиями разрешали к изданию книги, оформленные фотографиями других событий. Жертвы катастрофического землетрясения на юго-востоке Турции в 1983 году были выданы за «убитых армянами детей». Фактологическая проверка изданных материалов по теме Ходжалу показала, что азербайджанская сторона использует большое количество фальшивок, включая использование фотографий людей, погибших во время других конфликтов либо стихийных бедствий. Следствием стал громкий международный скандал. Бакинская газета «Зеркало» тогда с сожалением констатировала, что такими бездумными действиями фальсификаторов был нанесен мощный удару делу международного признания Ходжалинской трагедии.
Уверен, что армянская сторона в результате слаженных действий и на основании исторических фактов и архивных материалов способна в очередной раз доказать несостоятельность грубой псевдоисторической фальшивки о мифическом геноциде, совершенном якобы в 1918 году армянами в отношении против проживавших в Губе евреев. Таким образом, будут устранены деструктивные последствия действий официального Баку, основной целью которого остаётся создание атмосферы вражды и нетерпимости между еврейским и армянским народами.