Поведение азербайджанских повелителей и их рупоров весьма любопытно. Они очень напоминают персонажа из известного произведения Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города»: заводного Органчика, который умел говорить лишь несколько заложенных в его нехитрое механическое нутро фраз.
Как и у Щедринского Органчика, любимой фразой Ильхама Алиева и его камарильи в отношении Арцаха и всего армянского является коронная «Не потерплю, разорю!», — в бакинском варианте это звучит как «Гарабаг бизимдир — или война!»
Впрочем, учитывая, региональное своеобразие и климат, главу прикаспийского «города Глупова» уместнее было бы называть Заводной Помидор.
Совершенно очевидно, что сей помидор, хотя и выращен на Али-Байрамлинских удобрениях, но внутренний механизм, моторчик у него импортный — made in Ankara.
Автор этой статьи вполне разделяет мнение, высказанное не так давно в СМИ экс-омбудсменом Армении Ларисой Алавердян. А именно, что Азербайджан – это креатура Анкары (изначально — Стамбула), призванная продолжать политику геноцида Османской империи – Турции в отношении Армении и армян. Сегодняшней Анкаре, которая пытается сделать вид, что она «перестроилась» в армянском вопросе, многие враждебные действия не с руки, а вот бакинскому режиму дан карт-бланш на продолжение турецкой политики азербайджанскими руками, при «братском» руководстве Турции.
В последние месяцы мы могли наблюдать любопытную метаморфозу: из Баку на короткое время вместо угроз посыпались расшаркивания в адрес международного сообщества. Что стороны азербайджано-карабахского конфликта будто бы близки как никогда ранее к продвижению реального урегулирования. При этом вполне прозрачно намекалось, что на условиях Баку: то есть, сначала территории, а потом «бизимдир» в обмен на отказ от войны (точнее от военной риторики).
При этом некое снижение антиармянской пропаганды и уменьшение инцидентов на линии соприкосновения сопровождались концентрацией на той же линии войск противника и интенсификацией его инженерно-технических работ, что неоднократно отмечалось арцахской стороной.
То есть смягчающая риторика Заводного Помидора сопровождалась неизменной подготовкой к новой агрессии.
Но вот в начале этого года надежды ушлых вождей Азербайджана на то, что внутриполитические изменения в Армении станут предвестием неоправданных уступок Еревана в карабахском вопросе, не оправдались. Это способствовали и ряд заявлений армянской стороны, прежде всего премьера Республики Армения Никола Пашиняна.
И мы опять увидели истинное нутро Заводного Помидора.
Сначала Ильхам Алиев, а потом и его клевреты вновь заговорили об «Иреване», «Бизимдире» и прочих непреходящих ценностях турко-бакинского тандема. Эстафету подхватили менее статусные заводные помидоры, как, например, депутат Милли меджлиса Расим Мусабеков который угрожал повторением апреля 2016 года весной или летом текущего года.
Что, впрочем, и следовало ожидать.
Вряд ли кто-либо здоровый на голову в Арцахе и Армении в целом принял временное смягчение воинственной риторики Заводного Помидора всерьёз.
P.S. Кстати, любопытен финал истории Органчика из «Истории одного города». После открытия тайны его механической головы, в городе наступило безвластие, финал которому положило неожиданное явление одновременных двух абсолютно одинаковых правителей-самозванцев. Они увидели друг друга, «смерили друг друга глазами», а наблюдавшие эту сцену жители молча медленно разошлись. Прибывший из Губернии рассыльный забрал с собой обоих «градоначальников», а в Глупове началась анархия, которая длилась целую неделю.
Александр АНДРЕАСЯН
(рисунок автора)