22 июля в Азербайджане в очередной раз справили день национальной печати.
Правда, на этот раз праздничные мероприятия не были столь помпезными и финансово-материально «выпуклыми», как в прежние докризисные годы. Помнится, тогда в них самолично принимал участие сам солнцеликий президент и подобно стоящему у паперти Карлу Великому швырял в толпу милостыню. Но в отличие от прижимистого Карла Пипиновича (отца Карла Великого звали Пипин) щедрый Ильхам Гейдарович раздавал не медяки бедноте, а ключики от квартир журналистской братии, вернее, той части журналистской братии, которая истратила весь свой талант и созидательный пыл на сочинение од и дифирамбов правящей на Апшероне династии. В этом же году ключиков не предвиделось, и поэтому его величество Ильхам Гейдарович счел нецелесообразным выходить в народ с пустыми руками.
Правда, один подарок все же он сделал: подписал указ о выделении газетам одного миллиона манат, так сказать, плеснул в корыто похлебки, с инструкцией переждать до лучших времен. Так что солнцеподобного президента на праздничных мероприятиях не было, но зато к этим мероприятиям были прикомандированы разночинные назир-везиры президентского двора и в их числе бессменный помощник самодержца по общественно-политическим вопросам Али Гасанов. Сей благородный муж быстро смекнул, что никоим образом нельзя допустить, чтобы оскудение финансово-материальной подпитки праздника пропорционально отразилось на уровне славословия в адрес общенационального кормильца, и потому буквально залился соловьем о достоинствах Ильхама Гейдаровича и его приснопамятного батюшки Гейдара Алирзаевича. На церемонии награждения победителей конкурса на лучшую журналистскую статью назир-везир Гасанов ни много ни мало заявил, что «…если Гасан бек Зардаби заложил основу азербайджанской национальной прессы, то Гейдар Алиев вошел в историю как основатель свободных (!!!) СМИ в Азербайджане, отменил механизмы регулирования и цензуры над прессой (!!!)». Далее Али Гасанова подобно Остапу Бендеру и вовсе понесло, и он принялся так расписывать вольготное положение свободной азербайджанской журналистики в эпоху уже Ильхама Гейдаровича, что даже наилиберальнейшие в вопросах прессы Дания с Германией пришли бы в ужас от недостатков собственной медиа-политики на фоне достижений Азербайджана. Цитировать всю гасановскую ахинею здесь мы не будем, ибо читатель и без этого может досконально составить представление о гасановском спиче: ему достаточно лишь самому нафантазировать самых невероятных благ, которыми может одарить наидемократичное государство пишущую, вещающую и транслирующую братию.
Словом, Гасанов исполнил всю партию в подобающем мероприятию мажоре, однако не преминул втиснуть в партитуру и маленький минорный отрывок, так сказать, для контраста. Дескать, к сожалению, есть «оппоненты» (надо полагать, неблагочестивые журналисты), которые стремятся отрицать все достижения азербайджанской власти и очернить расписанную им, Гасановым, идеальную атмосферу в отечественной прессе. Вероятно, назир-везир его величества президента имел в виду тех «неблагочестивцев», которые пытались испоганить акцией протеста светлый праздник азербайджанской прессы.
Напомним, что в тот самый час, когда выступал президентский помощник, группа свободных азербайджанских журналистов устроила мирную акцию протеста у здания МВД в Баку. Естественно, азербайджанские полицейские тоже мирно (с дубинками) разогнали акцию, «грубо нарушающую общественный порядок», о чем с гордостью рапортовали вышестоящему начальству и общественности. «В день, когда страна отмечает 22 июня — День национальной печати, несколько представителей СМИ, основной задачей которых является представление оперативной, объективной и полной информации, вместо выполнения своих профессиональных обязанностей, для привлечения внимания общественности, допустили действия, не вписывающиеся в понятия свободы слова, печати и выражения», — вот так охарактеризовали бравые стражи закона протестующих журналистов и преподали им урок о том, что есть свободная пресса и каково ее истинное призвание, а затем для пущей убедительности добавили: «Отмечаем, что такого рода случаи злоупотреблений условиями, которые государство создало для развития средств массовой информации, абсолютно недопустимы и не соответствуют требованиям действующего законодательства».
Прибавить к этому, как говорится, нечего.
Разве только то, что «неблагочестивцы» после разгона пикета попытались перенести свою акцию к зданию Совета по прессе, но и здесь стражи закона исключительно мирно (дубинками) разогнали «мерзких протестантов», а наиболее ретивых заволокли на профилактическую беседу, наверняка, пообещав каждому из них всыпать в карманы по полкило гашиша, повесить на них всякие дела по массовому браконьерскому забою гейгельских джейранов, а еще разоблачить в сотрудничестве с иностранными разведслужбами и ИГИЛ. На том и расстались.
Правда, вызволенная приснопамятным Гейдаром Алиевым из оков цензуры и наисвободнейшая азербайджанская пресса, вернее, та ее часть, которая развесив уши под лапшу рукоплескалa Али Гасанову, так и не удосужилась хоть словом обмолвиться, что, собственно, требовали неблагочестивые их коллеги во время акции протеста. Впрочем, это не важно. Ведь свобода слова в свободном Азербайджане не предполагает освещение всякой мелочи и пустяков. Ведь, согласитесь, мелочно и вовсе пустяково в светлый праздник прессы требовать у властей прекратить давление на оппозиционную печать, освободить из заключения десятки посаженных по шитым делам журналистов, отменить запрет на выезд из республики «неблагонадежных» сотрудников масс-медиа и т.д. и т.п.
Впрочем, это лишь предположения. Кто его знает, быть может протестующие выступали с диаметрально противоположными требованиями, будучи недовольными излишними благами и свободами, которыми одаривает их власть. Дескать, прекратите нас баловать, урежьте нам свободу слова, не одаривайте ключиками от квартир, предоставьте сдохнуть с голоду, вгоните нас, наконец, в какие-нибудь рамки… не то мы в конец избаловались цветущей ситуацией и благополучием в прессе.
Ведь, если следовать логике Али Гасанова, то требовать у властей иного просто кощунственно.
С праздником прессы тебя, Азербайджан!