На днях саудовский принц Абдулла бен Султан ибн Насер аль-Сауд дословно заявил в Twitter, что «Саудовская Аравия, если захочет, то может уничтожить Исламскую Республику Иран за восемь часов». Эти слова моментально облетели весь мир, внушив чипсопоедающему сегменту населения планеты восхищение мощью Эр-Риада и вызвав саркастическую улыбку у тех, кто хоть немного разбирается в ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке.
Что касается нас, то мы тоже ограничились бы одной этой улыбкой, не сочтя бредовое утверждение принца достойным хоть какого-нибудь комментария, но поскольку оно поразительным образом перекликается с воинственным гиканьем апшеронских команчей на счет Армении, то все же уделим здесь разбору этой мысли пару строк.
И, действительно, не напоминает ли хвастовство Абдуллы бен Султана периодические угрозы из Баку? Дежавю какое-то. «Если мы захотим, то освободим Карабах за три дня», «Азербайджан способен сломить оборону армян блицкригом», «Азербайджан в силах разгромить Армению в считанные дни» и далее в том же духе.
В чем же кроются причины такого схожего пустопорожнего бахвальства? Конечно же, в мировых рейтингах боеспособности армий и приобретенного ими вооружения. К примеру, саудовский принц наверняка основывает свое утверждение на данных о количестве и качестве закупаемого арабской монархией оружия. За последнее десятилетие Эр-Риад выбился в тройку мировых лидеров по затраченным на вооружение и нужды армии стран. Уже в 2017г. военные расходы саудитов перевалили за отметку в 50 миллиардов долларов. В 2018-м они приблизились уже к 67,6 миллиардам, что стало на 28% больше, чем затраченные средства на армию в 2009-м году и составили 8,8% от ВВП страны.
Следует также отметить, что за все это время Эр-Риад закупал только самое современное и передовое вооружение в основном американского производства. Речь идет о самолетах и вертолетах, средствах противовоздушной обороны, танках, сверхточных противокорабельных системах, кораблях и т.д. Следует особо отметить, что многие из упомянутых образцов техники даже не стоят в массовом порядке на вооружении армии США по причине крайней дороговизны.
Понятно, что расходы на оборону — это не только приобретенное оружие, но и траты на военные учения, обучение военных специалистов, содержание иностранных инструкторов, зарплаты, обустройство баз и казарм, ремонт аэродромов, разведывательные действия и еще множество подобных пунктов. Исключительно по всем из них Саудовская Аравия, как богатейшая монархия в мире, стремится поддерживать должный уровень.
В целом, если верить аналитикам, то саудовская армия занимает 25-ю позицию в рейтинге армий мира, составленном при оценке 55-и разных факторов для определения показателя Powerindex для каждой страны.
Это что касается теоретических данных. Но вот как обстоит дело у этой армии в реальности, то картина здесь выстраивается совсем не оптимистичная. Речь идет о вторжении саудитов на территорию охваченного гражданской войной Йемена. Конфликт этот чрезвычайно сложный и пересказывать здесь весь расклад и хронологию событий не имеет смысла, и потому ограничимся лишь общими данными.
В 2014г. йеменское шиитское движение Ансар-Аллах, лояльное Иранув, вновь подняло восстание против центрального правительства, захватило столицу Сана и изгнало президента Абд-Раббу Мансура Хади из страны. Хуситы (так называют последователей этого движения) в короткие сроки подчинили себе значительную часть территории Йемена и провозгласили там свою власть.
Внимая просьбе изгнанного президента Хади, и, исходя из понимания того, что победа движения Ансар-Аллах способствует усилению Ирана в регионе, Саудовская Аравия создала коалицию для интервенции в Йемен и восстановлению там власти в лице угодных себе сил. В коалицию помимо самой Саудовской Аравии вошли еще 14 арабских и африканских стран, а также такие государства, как США, Италия, Пакистан и ряд других заявили о своей поддержке коалиции разведданными и материально-технической помощью.
Общее количество задействованных в операции сил в точности не известно, однако косвенные данные говорят о порядка 200 000 пехотинцев. По официальным данным, разглашенным Эр-Риадом, одни лишь саудиты предоставили для интервенции 150 000 солдат и ровно 100 единиц боевой авиации. Надо полагать, счет бронетехнике и артиллерийским системам шел сотнями. И всей этой грозной силе должны были противостоять повстанцы-хуситы общей численностью в 100 000 бойцов и некоторая часть йеменской армии, перешедшая на сторону движения Ансар-Аллах. Вооружение обороняющихся сил состояло из устаревших образцов советского производства и малой доли иранских стрелковых систем.
Так или иначе, после установления морской блокады Йемена, 26 февраля 2015 г. коалиция во главе с Саудовской Аравии начало вторжение в эту страну. Поначалу боевые действия складывались в целом успешно для Эр-Риада, однако приблизительно с конца 2015г. хуситы начали постепенно приходить в себя, приводить в порядок свои истрепанные ряды и прибегать к серьезным контрмерам.
Мир начали облетать кадры с засадами на коалиционные танковые колонны и планомерное их уничтожение. Также Ансар-Аллах удалось обзавестись современными мобильными системами противовоздушной обороны и сбивать вертолеты и штурмовики противника. Несмотря на вызванные тотальной блокадой и бомбежками голод и эпидемии, в прямом и переносном смысле босые хуситы (они не носят обуви) устроили самый настоящий ад для интервентов и даже смогли их выбить из ряда крупных населенных пунктов страны. Саудиты и их союзники начали терпеть большие потери в живой силе и технике, хотя предпочитали об этом не распространяться. Однако доподлинно известно, что за время боевых действий один только Эр-Риад потерял, к примеру, 5 кораблей ВМФ, свыше десяти вертолетов и не менее 100 единиц бронетехники. Кроме того, хуситы избрали дерзкую стратегию против врага, а именно, начали бить по саудитам не только собственно в Йемене, но и перенесли боевые действия на территорию Саудовской Аравии. Так, начиная с самых первых дней вторжения, бойцы Ансар-Аллах начали обстреливать баллистическими ракетами «Скад» города и нефтеносные районы Саудовской Аравии. Правда, системы ПВО королевства успешно справлялись с этими ударами, однако психологическое воздействие этих ударов оказалось более чем эффективным.
Страна, одурманенная от нефтяного богатства, не знавшая до того, что есть война, ныне уже пятый год живет с осмыслением шаткости своего положения и небезопасности неба. Тем более, что на смену ракетам хуситы уже используют более незаметные и эффективные ударные беспилотники. Эр-Риад предпочитает умалчивать, однако есть данные, что бесплотники хуситов в некоторых случаях успешно атакуют аэродромы, склады и базы саудитов в стратегической глубине их территории. А пару месяцев назад движение Ансар-Аллах даже распространили информацию о прорыве своих отрядов непосредственно на территорию Саудовской Аравии и захвате там восемнадцати блокпостов. Естественно, в Эр-Риаде не подтвердили эту новость, но и не опровергли.
В целом, бесперспективность интервенции уже стала очевидной. Йемен не сдался на милость коалиции и поэтому многие ее участники уже предпочли покинуть ее ряды. Речь идет в частности об ОАЭ, Бахрейне и других членах, которые предпочли тихо ретироваться. Остальные официально не сообщают об этом, но на деле сворачивают и выводят свои силы из «хуситской мясорубки».
Очевидно, что со временем Эр-Риад останется один лицом к лицу с нерешенными проблемами полыхающего в огне гражданской войны Йемена, которые в перспективе могут перекинуться на Саудовское королевство и разорвать его на части. Но отступать в такой ситуации Эр-Риад тоже не решается, поскольку это будет равнозначно признанию собственного позорного поражения.
Последним сильным ударом по йеменской кампании Эр-Риада стала инициатива Конгресса США ввести санкции против королевства за блокаду и бомбежки мирного населения, спровоцировавшие гуманитарную катастрофу в этой стране. Так, Вашингтон выразил свое ныне негативное отношение к интервенции, которую сам же в свое время поддержал.
В этой заведомо проигрышной ситуации саудиты еще пытаются выказывать отчаянные инициативы по выправлению ситуации, но все это больше походит на цепляние за соломинки. В частности, в августе международные СМИ распространили информацию о возможности участия израильской авиации в боевых действиях против хуситов, однако Тель-Авив поспешил опровергнуть эти данные. Предполагается, что израильская военная разведка за все эти годы действительно снабжала саудитов данными, касающимися в основном маршрутов поставок Ираном оружия хуситам. Однако Израиль вряд ли согласится пойти на большее и принять непосредственное участие в войне с хуситами, поскольку тем самым открыто спровоцирует мощные удары по своей непосредственной территории со стороны Хезболлы и иранских прокси в Сирии.
Словом, Саудовская Аравия безнадежно увязла в Йемене и материальные издержки этой кампании, ослабление и без того небоеспособной армии (что наглядно продемонстрировали хуситы), а также колоссальный ущерб международному имиджу страны могут обернуться для Эр-Риада настоящей военно-политической катастрофой.
И на таком фоне принц Абдулла бен Султан заявляет о способности своей страны уничтожить Иран в течении восьми часов. И это он говорит о стране, которая лишь ограниченной и опосредованной помощью хуситам смогла доказать миру предельную уязвимость саудовской «военной машины».
Но вот саудовский принц, по-видимому, любит заглядывать в таблицы всевозможных рейтингов, но никак не вглядываться в прозаичную реальность.
Впрочем, не только он. Такую слабость к всевозможным рейтингам питают и вожди апшеронских команчей, которым не мешало бы досконально изучить бесславный опыт саудитов, а заодно и вспомнить свой – опыт четвертьвековой давности.