Гамлет ПЕТРОСЯН: «ВТОРОЙ ЭТАП ПОЛИТИКИ ВАНДАЛОВ УЖЕ ПОСТАВЛЕН НА РЕЛЬСЫ»

Заведующий кафедрой культурологии ЕГУ доктор исторических наук, профессор Гамлет ПЕТРОСЯН высказался о культурной политике Азербайджана, нацеленной на уничтожение в регионе армян и их историко-культурного наследия. Поводом для возмущения специалиста стал очередной акт вандализма со стороны Азербайджана: уничтожение церкви Сурб Зоравор Аствацацин (Св. Богоматери) в поселке Мехакаван Республики Арцах, стертой с лица земли спустя три с половиной месяца после приостановления войны в Арцахе.

«В ЛИЦЕ АЗЕРБАЙДЖАНА И ТУРЦИИ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С ВРАГОМ, который проводит детально разработанную в плане идеологии и точную с точки зрения стратегии политику. Цель этой политики — уничтожить Армению как государство и в лучшем случае превратить армян в прислуживающее туркам сообщество, — считает Гамлет Петросян. — Эта политика имеет промежуточные цели, для достижения которых выстраиваются и решаются конкретные задачи, которые в свою очередь имеют четкую последовательность, варианты решения и этапы реализации. После осенней войны в Арцахе враг достиг одной из своих глобальных целей в отношении армянского народа и его государственности, второй этап политики уже поставлен на рельсы. На очереди — следующие задачи и этапы их реализации».

К этому выводу Гамлет Петросян пришел, как он выразился, на основании личного и профессионального опыта гражданина и исследователя. Будучи профессиональным культурологом и специалистом по истории армянской культуры, он остановился на подробном анализе планов Азербайджана в отношении армянской многовековой культуры, жемчужины которой, доказывающие давнее присутствие в регионе армян, не дают покоя ни азербайджанским пропагандистам, ни икорным магнатам, питающим их.

По глубокому убеждению Гамлета Петросяна, политика Азербайджана в отношении армянского культурного наследия является органической частью общей политики против армян. Враг поставил перед собой цель представить армян как некое сообщество, не имеющее ни культурного наследия, ни истории, ни даже родины в Кавказском регионе. Официальный Азербайджан делает все, чтобы лишить армян исторического права на родину, превратить армянский народ в безликую массу без культуры и четкой национальной политики, пришедшую в данный регион невесть откуда. Гамлет Петросян видит в данной программе соседей четко определенные задачи, поэтапная реализация которых четко продумана.

«ТАКОВА ПОЛИТИКА АЗЕРБАЙДЖАНА, — ОБЪЯСНЯЕТ КУЛЬТУРОЛОГ. — В то время как в Армении упраздняют Министерство культуры, превращая эту важнейшую часть политики государства в придаток бюрократической структуры, занимающейся совершенно разными сферами, в Азербайджане культура превращается в политический приоритет на уровне главы государства. Первое лицо страны представляет, обосновывает и детализирует тезис отсутствия у армян истории, культурного наследия, родины. Он якобы не «придумывает»: он усвоил тщательно продуманную пропагандистскую идеологию, главная цель которой — уничтожить, присвоить, переименовать, приписать себе армянское наследие. Конечно, полностью искоренить армянское наследие невозможно, как бы Азербайджан этого ни хотел, как невозможно полностью искоренить в регионе армян, по крайней мере в нынешней ситуации. Поэтому им, варварам, нужен более гибкий, детально рассчитанный и результативный подход, в основу которого Азербайджан пытается положить ложный тезис о том, что в Восточной Армении, частично в Арцахе и прилегающих территориях армяне появились в недалеком прошлом. То есть на очередном этапе своей политики Азербайджан пытается превратить армян в «пришлый народ», не жалея на это сил, средств и фантазии».

Для превращения своих тезисов в истину Азербайджан разработал определенную политику, для реализации которой используются сотни «научных» методов. Их разработкой занимаются академии и научные центры, в том числе и за рубежом. И если в 1960-х гг. время «прихода» армян в Кавказский регион азерпроп относил к периоду арабского владычества, к XII-XIII вв., то в 1990-х гг. он в спешном порядке перенес появление армян в регионе в XIX в. Согласно азербайджанским лжетеориям, культурное наследие региона, созданное до XIX в., отнюдь не армянское, а албанское — этой «песней» Азербайджан прожужжал уши всему миру и продолжает настойчиво вбивать ее в головы международного сообщества.

«Как работает азербайджанский азерпроп? Христианские строения в плане ритуально-религиозного поклонения не интересуют азербайджанцев-мусульман — это ясно, но они именно то, что нужно единственной исторической христианской общине в Азербайджане: удинам. Некоторые постройки XIX в. можно приписать православным. Согласно подобному подходу в культурной политике, наследие первого периода подлежит сохранению, чтобы можно было выдать его за удинское. Только оно должно быть очищено от «постмодернистских» — более поздних, по мысли азербайджанских политиков от культуры, армянских дополнений, которые якобы были сделаны армянами специально для того, чтобы завладеть этим наследием», — детализирует Г.Петросян.

ПО ЕГО МНЕНИЮ, ПОДОБНЫЙ ПОДХОД ХОТЯ И ОСНОВАН НА НАГЛОЙ ЛЖИ, но все же создает широкие возможности для прямого устранения очевидного исторического присутствия в регионе армян, и в первую очередь армянских надписей, хачкарных композиций, чем сегодня грозят заняться азербайджанцы. Вспомним недавнее заявление И.Алиева по поводу армянских надписей на армянском храме Сурб Аствацацин (Св.Богоматери) в оккупированном Гадрутском районе Арцаха, якобы являющихся «фейком» и сделанных армянами на «албанском храме» с целью его присвоения.

Что касается культурного наследия второго периода, созданного после распада СССР, эту часть армянской культуры, по словам Гамлета Петросяна, азербайджанцы рассматривают как «оккупационную» и поэтому подлежащую уничтожению. К этой части наследия Азербайджан приписывает не только церкви, хачкары, памятные сооружения и мемориалы, созданные в постсоветский период, но и образцы советского наследия.

«Подобный подход и политика Азербайджана в отношении армянского культурного наследия, которые мы видим сегодня, будут продолжены и в будущем. Армянские буквы и символы будут планомерно уничтожаться на исторических армянских памятниках, мемориалы и сооружения, напоминающие Азербайджану о своем армянском происхождении, будут разрушаться. Та же участь, боюсь, ожидает и церковные постройки, храмы, монастыри, когда «выяснится», что в Азербайджане нет интереса к сохранению этих сооружений. История XXI в., как мы видим, дает вандалам много замечательных возможностей, — констатирует культуролог и продолжает: — Что самое страшное — Азербайджан не делает это тайно. Я убежден, что разрушение, уничтожение армянского наследия, демонстративное осквернение наших памятников культуры — спланированная пропагандистская кампания, ее основная цель — нанести культурную и психологическую травму армянам, потерпевшим поражение в осенней войне в Арцахе. Им нужно убедить нас, армян, в том, что наше наследие нам не принадлежит. И даже если мы, армяне, уверены, что это наше наследие, то, согласно азербайджанской доктрине, мы должны понять, что оно бессильно нам помочь, не способно более нас объединять и делать сильными. Следующим шагом азерпропа будет попытка убедить в первую очередь нас, армян, в том, что нам не нужно наследие, способное принести лишь боль и утраты».

Гамлет Петросян уверен, что наше бездействие может стоить нам не только жизни, но и истории, и права жить и существовать на земле, испокон веков принадлежащей нашим предкам, на нашей исторической родине. Но, чтобы дать отпор врагу, надо прежде всего понять его цель, политику, методы и механизмы реализации.

Голос Армении

Print Friendly, PDF & Email