Выборы «новой эпохи»

Ильхам Алиев победил на первых после победы Азербайджана в Карабахской войне выборах. Несмотря на надежды, внутренние реформы не состоятся, а репрессии только усилятся

В январе 2024 года, выступая перед группой журналистов из проправительственных СМИ, лидер Азербайджана Ильхам Алиев говорил, что внеочередные президентские выборы пройдут в «новую эпоху». Алиев, очевидно, имел в виду, что впервые в истории голосование охватит всю территорию страны, в том числе Карабах, который Азербайджан вернул под свой контроль после 44-дневной войны в 2020 году и военной операции в сентябре 2023 года.

Первоначально президентские выборы в Азербайджане планировалось провести в апреле 2025 года, то есть после муниципальной кампании в 2024 году и парламентских выборов в феврале 2025 года. Однако Алиев своим решением перенес выборы на год раньше, таким образом поставив президентскую кампанию первой, чтобы участки открылись и на территории бывшей самопровозглашенной республики Нагорного Карабаха. Так Алиев пытается дополнительно символически закрепить за собой факт возвращения земель под власть Баку. Для этого же он сам и его семья проголосовали на выборах в Ханкенди (азербайджанское название бывшей столицы Карабаха Степанакерта).

Трудно отрицать, что успешная для Баку Карабахская война улучшила отношение к Алиеву в разных слоях азербайджанского общества. Даже давние критики президента сплотились вокруг него во время войны и поддержали его действия. Этот эффект единения, а также полное отсутствие реальных соперников и общая обстановка репрессий в стране легли в основу решения Алиева сделать президентские выборы внеочередными.

К электоральным «рекордам»

Ильхам Алиев находится у власти в Азербайджане с 2003 года, заняв президентское кресло после смерти своего отца Гейдара Алиева. В течение уже более чем двадцати лет своего президентства Алиев укрепляет авторитарную власть и усиливает репрессии по отношению к независимым СМИ, правозащитным организациям и оппозиции.

Тем не менее после успешного завершения миссии в Карабахе среди азербайджанских активистов, журналистов и политических комментаторов были надежды на проведение долгожданных внутренних реформ. Общий посыл был в том, что спустя тридцать лет самая большая проблема Азербайджана — карабахский конфликт — была наконец решена. Пришло время перемен, в том числе политических реформ и создания условий для экономических и социальных свобод. Однако никаких изменений не произошло до выборов, и, как показывают ход президентской кампании и ее результаты, реформ не будет и после 7 февраля.

Предвыборные плакаты кандидатов на внеочередных президентских выборах, 5 февраля 2024 года. Фото: Роман Исмаилов / EPA-EFE

После подсчета большинства голосов результат Алиева составил 92%, а его ближайший соперник на этих выборах получил меньше 3%. Из примерно 6,5 млн избирателей до участков дошли чуть меньше 5 млн, что дало явку почти 77%. И личный результат Алиева, и итоговая явка оказались выше, чем на предыдущих президентских выборах, хотя и тогда эти показатели были высокими и демонстрировали авторитарный характер политического режима в стране.

Кроме Алиева, в президентской гонке участвовали еще шесть кандидатов, но все они открыто выразили поддержку президенту и старались не критиковать его в ходе кампании.

Президент не участвовал в транслируемых по телевидению публичных предвыборных дебатах с другими кандидатами, но от его имени выступал представитель.

Большинство зарегистрированных в стране партий, включая правящую «Ени Азербайджан», также выразили солидарность и поддержку президенту. Только две оппозиционные силы — партии «Мусават» и «Народный фронт» — бойкотировали выборы.

Несмотря на всю демонстративную консолидацию, в день голосования независимые наблюдатели и журналисты сообщали о многочисленных нарушениях, например о карусельном голосовании и прямых вбросах бюллетеней. Часть наблюдателей, зарегистрированных на выборы от лояльных президенту сил, в беседе с журналистами не смогли назвать назвать имен их партийных руководителей. На избирательных участках за пределами Баку и крупных городов была зафиксирована работа так называемых центурионов — людей, отвечавших за высокие показатели явки на определенных территориях.

Нарушения и фальсификации в день выборов не стали сюрпризом для Азербайджана. Технологии контроля результатов властью давно отработаны, как за двадцатилетнее господство Ильхама Алиева, так и за период управления страной его отцом. Однако даже беспрецедентная популярность после победы в Карабахской войне показалась Алиеву недостаточной гарантией, чтобы провести реальные свободные выборы. Ставка на полный контроль за результатом победила и в этот раз.


Глава Центральной избирательной комиссии Мазахир Панахов объявляет предварительные результаты президентских выборов, 7 февраля 2024 года. Фото: Resul Rehimov / Anadolu / Getty Images

Удавка репрессий сжимается

Победа Баку в Карабахской войне только ухудшила положение оппозиции, правозащитников и независимых журналистов в стране.

Начиная с 2020 года власти усилили репрессии против сторонников мира, задерживая активистов физически и поощряя нападки на них онлайн — в СМИ и соцсетях. Кроме того, были ужесточены требования к работе СМИ, а сама власть начала более массово использовать технологии слежки за оппозиционными режиму представителями гражданского общества.

По-прежнему режим Алиева не стесняется применять и прямые репрессии по отношению к оппозиции. Так, в июле 2023 года власти арестовали оппозиционного политика и известного экономиста профессора Губада Ибадоглу. В ноябре под каток репрессий попали журналисты независимого антикоррупционного издания «Абзас». Полиция обвинила их в контрабанде иностранной валюты, обнаружив в офисе редакции 40 тысяч евро.

За этим последовала волна задержаний других оппозиционных политиков, под которую в том числе попал известный член партии «Мусават» Тофиг Ягублу.

Слишком поздняя реакция

В развязанных режимом Алиева репрессиях против СМИ и гражданского общества есть часть вины и международных организаций. Например, парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) с 2013 года не могла ратифицировать резолюцию о наличии политических заключенных в Азербайджане. В 2014 году Баку даже принял от Австрии полугодовое председательство в Комитете министров Совета Европы. Всё это было достигнуто благодаря умелому подкупу Азербайджаном представителей ПАСЕ.

Принятое только в январе 2024 года решение ПАСЕ не продлевать полномочия Азербайджана в организации, во-первых, опоздало, а во-вторых, его уже было недостаточно. За прошедшие десять лет Баку стало более жестким и смелым. Настолько, что в ответ на решение ПАСЕ Баку с полной уверенностью заявил, что приостанавливает свое членство в Ассамблее, а также пригрозил полным выходом из организации и Европейского совета по правам человека.

Как результат, за два дня до президентских выборов одному из членов ПАСЕ Никлаусу-Самуэлю Гуггеру, который также является аккредитованным ОБСЕ наблюдателем на выборах, было отказано во въезде в Азербайджан.


Жители Баку празднуют победу Ильхана Алиева на президентских выборах, 7 февраля 2024 года. Фото: Азиз Каримов / Getty Images

В мрачное будущее

Сочетание решения перенести выборы, традиционных электоральных манипуляций и усиления репрессий против оппозиции не оставили Ильхаму Алиеву шанса проиграть или хотя бы добраться до второго тура. Задолго до дня голосований ни у кого не было сомнений в победителе.

Рекордный результат на этих выборах может еще больше развязать руки Алиеву в течение его следующего, теперь уже семилетнего срока.

Однако вряд ли этот период будет временем долгожданных реформ, как некоторые надеются. Репрессии, которые проходят в стране до сих пор, указывают, что и без того мрачная реальность Азербайджана станет еще мрачнее.

Источник

Print Friendly, PDF & Email