Возобновление войны в зоне Карабахского конфликта возможно, менее вероятна, чем это было примерно год назад. Армения восстановила баланс сил в регионе, следовательно, возобновление широкомасштабных военных действий со стороны Азербайджана было бы неосторожным шагом, в беседе с Первым Информационным отметил научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, политолог Александр Скаков, комментируя недавно опубликованный экспертами исследовательской организации «Международная кризисная группа» (ICG) доклад о Карабахском конфликте под названием «Над Нагорным Карабахом сгущаются тучи войны». В докладе в частности отмечается, что после апрельских боестолкновений 2016 года Армения и Азербайджан сейчас как никогда близки к новой войне.
– Господин Скаков, насколько Вы согласны с подобным выводом Международной кризисной группы?
– Собственно говоря, эта оценка для нас не новость, такая ситуация продолжатся уже не один год, и стороны сейчас действительно близки к войне. Сегодня образовалась некоторая пауза. Может быть, война сейчас и возможна, но менее вероятна, чем это было примерно год назад. Это связано с тем обстоятельством, что Россия поставила Армении современные виды вооружений, и удалось восстановить баланс сил в регионе. Следовательно, со стороны Азербайджана было бы очень неосторожно начать новую войну. Но есть другой фактор, а именно то, что в Азербайджане ухудшается экономическая ситуация. Это связано с падение мировых цен на нефть и так далее. И в этом смысле нельзя исключать того, что Баку может в какой-то момент начать военные действия для того, чтобы поднять рейтинг действующей власти, и объединить общество под предлогом внешней угрозы. Подобный сценарий тоже возможен.
– То есть, Карабахский вопрос может спекулироваться во внутренней политике Азербайджана.
– Да, конечно. По сути, это и произошло в апреле 2016 года: эта маленькая война была использована с целью решить внутренние проблемы Азербайджана.
– А у Вас есть представление о том, какие именно группировки или кланы внутри власти Азербайджана соперничают друг с другом? На такой шаг может пойти клан Алиева или же иные влиятельные фланги внутри власти?
– Да, но клан Алиева, если можно его так назвать, связанный с его женой и ее родственниками, сегодня чувствует себя вполне уверенно, и никаких особых угроз не ощущается. Ситуация может измениться в том случае, если ухудшится экономическое положение Азербайджана, и начнутся социальные протесты, взрывы и т.д.
– Около месяца назад власти Азербайджана арестовали группу военнослужащих, заявив, что они – шпионы Армении, хотя в Армении в это никто не верит. Некоторые эксперты считают, что возможно там была попытка военного переворота. Как Вы считаете, действительно ли была подобная попытка?
– Я не думаю, что в данном случае можно серьезно говорить о попытке военного переворота. Возможно, что в армии есть какое-то недовольство, но я пока не вижу оснований для военного переворота. Вероятно, власти попросту осуществили чистки внутри армии.
– А какие вообще факторы способствуют возобновлению конфликта или сдерживают военные действия, если вспомнить, что накануне Апрельской войны, например, были обострены российско-турецкие отношения. На сегодняшний день какие региональные факторы могут поспособствовать или, наоборот, сдержать Азербайджан в военном смысле?
– Прежде всего, сегодня у России и Турции нормальные отношения, а это – сдерживающий фактор. Хочу напомнить, что когда начались военные действия, российско-турецкие отношения были крайне напряженными, и не исключено, что кто-то в Анкаре намерено провоцировал Азербайджан начать военные действия. Сегодня отношения нормальные. Во-вторых, баланс сил более или менее восстановлен благодаря поставленным Армении «Искандерам» и других видов вооружений.
– Какие результаты ждать от предстоящего визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион – Ереван, Степанакерт и Баку? Какие вопросы они будут обсуждать со сторонами?
– Я думаю, что они будут обсуждать все те же вопросы – гарантии недопущения насилия в зоне конфликта, наблюдателей и прочее. Эти вопросы обсуждались также и во время последней встречи, и, как правило, эти проблемы не получают окончательного решения. Я думаю, что и на этот раз произойдет то же самое.
И они таки начнут