Азербайджан готовится к крупным военным действиям, заявил руководитель офиса «Ай дата» и по политическим вопросам АРФ Дашнакцутюн Киро Маноян. По его словам, воинственное выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева на сессии Генассамблеи ООН – хороший повод, чтобы подписать, наконец, военно-политический договор между Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой. «И вся подготовка, которую они ведут как в Нахиджване, так и на границах с Арменией и НКР, говорит о том, что Баку готовит крупные военные действия», — отметил Маноян.
Маноян, фактически, анонсирует дорожную карту коалиции Армении: вероятны военные действия, но итогом станет военно-политический договор с Арцахом.
Формат и предмет переговоров явно меняются. США уже представили заявку о сокращении штата американского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ. Кроме того, весной будущего года завершается срок президентства Сержа Саркисяна, который до сих пор проводит переговоры от имени Армении и Арцаха. В 2018 году будут президентские выборы и в Азербайджане.
Но главное – может измениться предмет переговоров. И это анонсировал замминистра ИД Армении Шаварш Кочарян. Фактически, он заявил о двух условиях возобновления переговоров – выполнении венских соглашений о создании мер доверия и участии в переговорах Арцаха.
Армения, фактически, не отказалась от требования по размещению на линии соприкосновения механизмов расследования. Однако, примечательно выглядит участие Арцаха, которое в качестве предусловия возобновления переговоров выдвигается, пожалуй, в первый раз.
Данное обстоятельство может быть связано с различными факторами: например, армянская сторона уверена, что для Баку такой формат неприемлем, и она выдвигает условие, чтобы оградить себя от ненужных переговоров и работать на закрепление нынешнего статус-кво, перечеркнув мадридские предложения. Для этого армянской стороне понадобится политическая воля и хорошие гарантии.
Но есть и другой вариант – сопредседатели не раз утверждали, что Арцах непременно подключат к переговорам, но уже на самом последнем этапе. Можно ли считать, что последний этап переговоров близко, и Армения потому стала говорить об участии Арцаха?
О том, что Армения не отказалась от мадридских принципов, сказал тот же Шаварш Кочарян. А его шеф Эдвард Налбандян по-прежнему утверждает: «Самое важное — это вопрос статуса и гарантии безопасности Арцаха. Если эти вопросы будут решены, то остальное — производное от них, в том числе гарантии многофакторной безопасности», — сказал Налбандян.
Вопрос статуса, так же, как и участие Арцаха — неприемлемое условие для Азербайджана. А это значит, что слова Киро Манояна о военных действиях становятся более осязаемыми. Однако, Армения имеет беспрецедентный шанс довести свою политику до логического завершения, не поддаваясь шантажу и фобиям.