Задержание талышского деятеля как плохой знак: Баку расправляется с противниками руками Москвы?

В Москве задержан известный талышский общественный деятель, журналист и публицист Фахраддин Абосзода. Его задержали по запросу Азербайджана. Это крайне печальная новость. Баку уже продолжительное время ведет «охоту» на политиков, блогеров, публицистов, которые «осмеливаются» писать либо действовать наперекор воле апшеронского правителя. Так, напомним, было с российско-израильским блогером Александром Лапшиным, задержанным в Минске и выданным Азербайджану в прошлом году.

Сейчас кровавые щупальца бакинского режима добрались до выдающегося сына талышского народа (автохтонное население Азербайджана – ред.). Абосзода является председателем парламента самопровозглашенной Талыш-Муганской Автономной Республики, которая борется за получение независимости от Азербайджана.

Абосзода уже 25 лет проживает в России, все эти годы он активно критиковал правящий режим в Азербайджане, клеймя засевшую у берегов Каспия диктатуру, ее антинародную и ксенофобскую сущность. Надо отдать должное «находчивости» азербайджанских властей – все эти годы они не лишали Абосзоду азербайджанского гражданства. И теперь, оказалось, что были правы. Теперь у Баку формально есть повод требовать его экстрадиции.

Сложно сказать, какое решение примут российские власти. Но на фоне нынешнего потепления в двусторонних отношениях, недавнего визита Ильхама Алиева в Сочи, а также периодических реверансов в сторону Москвы, нельзя исключать самый худший сценарий – экстрадицию. Худший, поскольку Абосзоду в Азербайджане ждет верная смерть в застенках.

Стоит отметить, что свою долю ответственности в произошедшем несет и армянская сторона. Дело в том, что Абосзода является последовательным сторонником примирения с Арменией. Он, как и все остальные известные талышские деятели все эти годы выступали за активный диалог с Арменией, критикую агрессию Баку самоопределившегося народа Нагорного Карабаха.

Новейшая история талышского народа – это история борьбы за свое существование. Количество талышей на территории Азербайджана сейчас по приблизительным данным, составляет около 500 тысяч. На своей исторической родине им приходится несладко. Дискриминация и преследования по этническому принципу, социально-экономическая и гуманитарная изоляция, присвоение богатого культурно-исторического наследия талышей стали обычным явлением, как нельзя лучше описывающим суть режима Алиева.

Начались злоключения автохтонного народа в начальный период советской власти. Лидеры большевиков выбирали наилучший для себя вариант в спорах между государствообразующими нациями в союзных республиках и более малыми этносами в пользу первых. Талыши оказались в наиболее унизительном и ущербном положении, даже в сравнении с другими этносами, которым было отказано в государственности.

Еще задолго до прихода к власти большевиков, во второй половине XVIII — начале XIX века в регионе существовало Талышское ханство, занятое Россией в 1809 году. По Гюлистанскому мирному договору с Персией, Талышское ханство было включено в состав Каспийской области, затем Бакинской губернии.

После Октябрьского переворота, в годы Гражданской войны, на этой территории была создана Муганская Советская Республика в составе РСФСР. Возглавляли ее этнические русские и талыши. Однако, республику разгромили азербайджанские войска. После образования СССР большевики стали оформлять талышей как народ. Советские ученые создали письменность – сначала на латинице, потом на кириллице – функционировали национальные школы с преподаванием на талышском. Открылись театры, издавалось большое количество книг и газета «Красный Талыш». В итоге многие талыши просили создать собственную АССР.

Однако вскоре руководство АзССР начало активную тюркизацию талышей и других народов республики. Уже в 1937 году было запрещено преподавание на талышском языке.

Постепенно во время всесоюзных переписей населения талышей перестали выделять в отдельную национальность. Представители интеллигенции были почти полностью сосланы в ГУЛАГ. В паспортах в пятой графе указывалось – азербайджанец. Многие перешли на тюркский язык, забывая родной. Но с началом перестройки и национального возрождения талыши вспомнили о своих корнях.

В 1993 году, на волне внутриполитического кризиса в Азербайджане, была создана Талыш-Муганская Автономная Республика, имеющая свою символику и даже армию. Возглавил образование полковник Аликрам Гумбатов. Однако вскоре к власти в Азербайджане пришел Гейдар Алиев. Он арестовал Гумбатова и многих талышских активистов, талышская партия попала под запрет, а центральные власти продолжили советскую тюркизацию.

С тех пор талыши на разных международных площадках поднимают проблему расовой дискриминации, попыток официального Баку их ассимилировать, лишить талышей элементарных гражданских прав и свобод.

Весьма наглядно эта дискриминация проявляется в вооруженных силах Азербайджана. Солдаты талышского происхождения направляются на службу на самые опасные участки линии соприкосновения с Нагорным Карабахом. Эта порочная практика была заложена еще в годы Карабахской войны. Бакинское руководство тогда использовало талышей как «пушечное мясо», бросая на те участки фронта, где шли наиболее ожесточенные бои. Талыши также чаще становятся жертвами неуставных отношений в рядах азербайджанской армии.

Задержание одного из яростных борцов за свободу талышей, видного национального деятеля – это плохой знак. Режим Ильхама Алиева с помощью России расправляется со своими оппонентами. Сказать, что возможная выдача Абосзоды нанесет России серьезный имиджевый удар, значит не сказать ничего. Ведь Россия до поры до времени сама пребывала в недоумении, когда Минск выдал ее гражданина, блогера Лапшина. Хочется все же надеяться, что в Москве взвесят все аргументы «за» и «против», поймут масштабы неизбежных репутационных издержек  и примут здравое, а главное, гуманное решение. 

Источник

Print Friendly, PDF & Email