В МИД Азербайджана отреагировали на заявление и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна по вопросу освобождения пленных граждан Армении и Азербайджана.
Вкратце напомним, что накануне на пресс-конференции Никол Пашинян сделал заявление по этой проблеме, суть которого сводилась к недопустимости передачи Азербайджану «двоих рамилей Сафаровых».
Подумав сутки, МИД Азербайджана выступил с ответным заявлением. Как ни странно, и.о. главы пресс-службы МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева начала свой комментарий со ссылки на Минскую группу ОБСЕ – ту самую, которая периодически подвергается острой и необоснованной критике Баку, в том числе со стороны высшего руководства соседней страны.
Разумеется, госпожа Абдуллаева представляет упомянутых Николом Пашиняном Аскерова и Гулиева «мирными гражданами», что сильно напоминает известный советский политический анекдот про мирно пашущий трактор. Напомним, что на совести Аскерова, Гулиева и их ликвидированного подельника Гасанова двое убитых, в том числе 18-летний юноша. Особенно интересно, что в Азербайджане, трубя о пленных, никак не хотят вспоминать о третьем пленном – тоже диверсанте, но меньшего калибра Эльнуре Гусейнзаде.
В МИД Азербайджана в упор не видят разницы между диверсантами и действительно мирными гражданами, вдобавок, имеющими проблемы с психикой. А чтобы и другим эта разница «не была видна», плененные Арсен Багдасарян (гражданин Нагорного Карабаха), Завен Карапетян (гражданин Армении), Карен Казарян (гражданин Армении) были спешно провозглашены диверсантами, устроен маскарад с переодеванием пленных в военную форму, распространены фотографии в СМИ. История знает несколько случаев, чем закончилось «пленение диверсанта». Одни из самых страшных и трагичных – пленение и гибель в азербайджанской тюрьме жителя села Чинари Карена Петросяна, фактически убийство престарелого Мамикона Ходжояна.
По версии представителя МИД Азербайджана, «в международном гуманитарном праве нашел отражение вопрос об обмене пленными и заложниками на основании согласия конфликтующих сторон, и в мировой практике широко применяются такого рода обмены». К сведению госпожи Абдуллаевой, последний раз стороны нагорно-карабахского конфликта руководствовались принципом «все на всех» в 90-е г. Все последующие годы действовал принцип гуманного подхода, проявления доброй воли и возвращения, а не обмена, пленных. Принцип этот был нарушен именно после диверсионной вылазки, поимки, пленения и осуждения Аскерова и Гулиева. Пытаясь любой ценой вернуть и героизировать преступников, чьи руки обагрены кровью ребенка, Баку перестал возвращать пленных.
И вот сейчас Баку пытается сделать хорошую мину при плохой игре, обвиняя Ереван в нежелании возвращать пленных. Стоит напомнить – никто не собирается отказываться возвращать действительно мирных, действительно случайно попавших на противоположную сторону людей. Но когда речь идет о подготовленных, матерых преступниках, явившихся для убийства и диверсии, подход должен быть совершенно иным. Думается, все помнят, как был встречен на родине рамиль сафаров, и каких наград из рук самого Алиева удостоились азербайджанские военные, отрезавшие головы армянским солдатам в дри апрельской войны.