Про кланы, которые правят в авторитарных странах, слагают легенды, как про главарей «Cosa Nostra». Скорее всего, по той простой причине, что они сами желают стать легендой.
Семья Пашаевых, куда входит и Мехрибан Алиева — супруга президента Ильхама Алиева и по совместительству вице-президент Азербайджана контролируют некоторые из 10-и ведущих банков в Азербайджане, а также концерн Pasha Holding, который открыл первый салон Bentley в Баку. Пашаевы контролируют также строительную компанию, телеканалы, мобильную связь (речь идет о том же Azerfon) и им принадлежит монополия в области новых коммуникационных технологий. Мехрибан Пашаева управляет Фондом Гейдара Алиева — организацией, которая считаеся глубоко коррумпурованной.
С точки зрения экономической и политической сил это вторая связка в ряду самых могущественных семей Азербайджана. Она представляет собой семью министра чрезвычайных ситуаций Кямаледдина Гейдарова. Сам Гейдаров ранее был председателем Государственного таможенного комитета (одной из самых коррумпированных организаций в Азербайджане), а теперь комитетом руководит его личный ставленник. Семья Гейдарова контролирует огромную деловую империю – от производства фруктовых соков до управления недвижимостью. Это вторая по влиятельности на бизнес семья в Азербайджане, после семьи Пашаева (в которую вошел, после женитьбы, президент Алиев).
Девять лет Кямаледдин Гейдаров был председателем Государственного таможенного комитета, а с 2006-го года возглавил военизированное министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), которое действует одновременно как глобальное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA), пожарная охрана, инспекция по здоровью и безопасности и повсеместный регулятор множества аспектов экономики.
Гейдаров родился в 1961-ом году, получил степень по геологии и международному праву государственного университета Азербайджана. Занимал руководящие должности во многих частных и государственных предприятий, пока в почтенном возрасте 35-ти лет не стал председателем Государственного таможенного комитета (ГТК) – организации с высоким уровнем коррупции даже по азербайджанским меркам. Приход Гейдарова к власти стал частично результатом прочных отношений между его отцом и бывшим президентом Гейдаром Алиевым (он тоже родом из Нахичевани), а частично — результатом крепких управленческих навыков Кямаледдина. Он значительно обогатил правящую партию, после чего к нему выросло доверие Гейдара Алиева, назначившего его на важный пост председателя ГТК. Таможенный комитет принес Гейдарову огромное состояние, к нему стекались незаконные средства с самого низа «пищевой цепочки» — тщательно продуманной и хорошо организованной системы взяток и покровительства. Скорее всего, Гейдаров и сейчас получает большую прибыль из ГТК, ведь им управляет его верный преемник. Когда в 2006 президент Алиев назначил Гейдарова министром МЧС, главой ГТК стал его заместитель Айдын Алиев. Он никак не связан с президентом Алиевым, поэтому Гейдаров — его единственный благодетель. Это своего рода симбиотические отношения, в которых Алиев верой и правдой служит могущественному Гейдарову (не забывая о больших отчислениях), чтобы сохранить собственное положение. МЧС последовательно добивалось роли одного из самых влиятельных министерств в Азербайджане. Подозревают, что у МЧС самый высокий доход среди любых других министерств. У МЧС есть даже собственные военизированные подразделения, схожие с подобными силами в других странах СНГ. В 2008-ом году, во время посещения Вашингтона, Гейдаров упомянул, что его министерство недавно взяло под контроль зенитную батарею около Баку, в которой он служил срочником в советские времена. Теперь министерство контролирует пожарный департамент и другие чрезвычайные службы, пожарную инспекцию, государственный зерновой резерв, а также выдачу лицензий на строительство. Эта последняя сфера ответственности (возможно, самая важная для иностранных юридических лиц, работающих в Азербайджане) включает в себя строительных инспекторов, которые могут вмешиваться, задерживать и останавливать любой проект, признанный ими «небезопасным». Фактически сотрудники МЧС и ранее предупреждали американцев и других иностранных бизнесменов, что их компетенция охватывает проблемы от температуры и давления до изотопов – сюда можно отнести почти все, находящееся под этим солнцем.
Двое сыновей Кямаледдина — Ниджат и Талех Гейдаровы – выразили желание купить два самолета «Гольфстрим», оцененные в двадцать миллионов долларов каждый. Также семье принадлежит «Аэробус А319», корпоративный самолет, чей салон окончательно отделывали в Базеле, Швейцария. Как первоначально сообщалось, права на «Гольфстримы» были разделены между компанией «Shams al Sahra FZCO» (зарегистрированной в Дубае на Талех и Ниджата) и Мэнучером Ахадпуром Ханганом. Каждый из них владеет 50% самолетов. Ханган ранее не был известен Посольству, но, по информации от компании «Гольфстрим», он имеет двойное гражданство Ирана и Азербайджана (неясно, есть ли у него другие паспорта).
Согласно действию части Патриотического акта, «Гольфстрим» запросил у Гейдаровых информацию, которая подтверждает законность источников их состояния. Гейдаровы предоставили «Гольфстрим» краткий обзор семейных активов – как выяснилось, им принадлежит больше фирм, чем любой другой азербайджанской семье, включая компании по продовольственному консервированию, производству строительных материалов, бетона, асфальта, химикатов, кирпича, гипсовых материалов, кожи, текстиля, молока, соков, алкоголя и спирта, по продаже фортепиано, по изготовлению СD- и DVD-продукции (поскольку лицензионные CD и DVD вообще недоступны на местном рынке, они, естественно, все пиратские), а также компании, работающие в банковской сфере, сфере туризма, сельского хозяйства, страхования и строительства.
Многие из семейных операций проходят через группы компаний «Gilan», «Qabala», «Jalе» или «United Enterprises International». Владения «Gilan» вездесущи в Баку, компания является одним из нескольких главных застройщиков и находилась в центре спекулятивного рынка недвижимости. Наблюдатели сравнивают «Gilan» с «Dubai World» или «Nakheel», хотя и меньшего масштаба.
Гейдаровы в значительной степени монополизировали рынок фруктового сока в Азербайджане, поддерживая очень высокие цены на местном рынке соков и фруктовых напитков, осложняя жизнь – с помощью Таможенного комитета – более дешевым конкурентам из Турции, Украины и России. Когда USAID попыталась поддержать производство и распространение гранатов в Азербайджане, они быстро выяснили, что никто не продает гранатового сока, концентрата или его производных без разрешения Гейдарова.
Экономика Азербайджана в значительной степени подчинена монополистским интересам, и наблюдатели предполагают, что Гейдаров находится наверху этой неконкурентной пирамиды. По слухам, Гейдаров проявляет интерес к местному заводу «Pepsi», «Red Bull», «British American Tobacco», «Japan Tobacco» и «Imperial Tobacco». Гейдаров охотно признавался посетившим его американским делегациям, что владеет и управляет «Caspian Fish Company», контролирующей прибыльный (и ранее контролировавшийся русской мафией) рынок белужьей икры в Азербайджане.
Сын Гейдарова Талех – президент Европейского Азербайджанского Общества (TEAS), он посещал американские посольства в европейских столицах, в том числе, и в Лондоне, где он имеет право на постоянное проживание. Общество заявляет о себе как о независимой группе, но темы его разговоров весьма точно отражают цели и стремления официального Баку.
Талех и (или) Ниджат также владеют футбольным клубом «Габала» — возможно, в попытке копировать Романа Абрамовича с его «Челси». «Габала» — настоящая сборная ООН, в нее входят игроки со всех концов Европы, Латинской Америки и Африки — лучшее, что можно купить за деньги, как минимум для географического центра Азербайджана. Оба сына получили образование в Лондоне и теперь живут там.
Итак, тут мы будем ссылаться на разные источники. Дело в том, что в случае с «трудовыми», но все же незаконными, а грубо говоря, сворованными миллиардами, ссылаться на ежегодно публикуемые декларации о доходах не приходится. Наши миллиардеры, включая президента очень скромные. Они не претендуют на место в рейтинге самых богатых людей в мире по версии Форбс. Хотя «заслуживают» самых высоких мест.
- К самым богатым людям Азербайджана в 2018 году можно отнести, вне всякого сомнения, самого Ильхама Алиева. В 2003 году состояние сына Гейдара Алиева – Ильхама, по некоторым сведениям, оценивалось в 11 миллиардов долларов. Сейчас эта сумма, несомненно, увеличилась, как минимум, в 10 раз. Резкий скачок его доходов, как и остальных родственников, произошёл после смерти главы «династии» — Гейдара Алиева. И тут дело совсем не в том, что во времена президентства Гейдара Алиева меньше воровали. Или же, упаси Аллах, Гейдар Алиев не позволял воровать «в особо крупных масштабах».
Просто после 2005 года произошло резкое увеличение экспорта энергоресурсов, и, как следствие, пошел поток нефтедолларов. Было на чем разгоняетсяь. Помимо Ильхама, наиболее влиятельным человеком в роду стал его родной дядя – Джалал Алиев, состояние которого до сих пор так и никто не смог подсчитать. Хотя надо признать, что Джалалу Алиеву в последние годы пришлось распрощаться с большей частью активов. Просто в его услугах перестали нуждаться.
Телевизионные каналы, виллы, нефтяные компании, элитные рестораны, бензозаправки – всё это принадлежит членам семьи и приближённым к ней. Клан, за последние несколько лет, пустил корни также в сфере предоставления телекоммуникационных услуг, ритэйле и в различных отраслях промышленности.
- Своеобразным продолжением клана Алиевых является семья Пашаевых. Некоторые СМИ утверждают, что между ними идёт настоящая «бойня» за влияние в республике. По нашему мнению, это утверждение более чем ошибочно. Посудите сами – выходцем из неё является жена президента Азербайджана – Мехрибан. В самом же государстве установился своеобразный феодальный строй, где каждая из «династий» отвечает за какую-либо отрасль и территорию. Чтобы не пустить туда чужаков, её члены готовы использовать все рычаги своего влияния на государство. Будучи одними из самых богатых людей в Республике Азербайджан, Пашаевы и сегодня не сбавляют оборотов в бизнесе.
Семья Пашаевых управляет Pasha Holding, конгломератом, который включает в себя Pasha Bank, Pasha Insurance, Pasha construction и Pasha Travel. Семья владеет местной телекомпанией Lider TV, а также производством косметики Nargiz. Семья, как полагают, контролирует несколько десятков банков в Азербайджане, в том числе Bank Standard и Kapital Bank, и в дополнение – новейший Pasha Bank. Кроме того, под контролем Пашаевых также находится межторождения золота. В ноябре 2009-го года Pasha Holding открыл первый и до сих пор единственный в Баку дилерский салон Bentley.
Nar Mobile (который официально зарегистрирован как Azerfon) также связан с этой семьей, и есть спекуляции на тему того, что компания называется Nar не по названию граната по-азербайджански, а по имени сестры первой леди Наргиз. Строительные проекты в Баку, как правило, сталкиваются с рядом задержек, порождаемых правительственными структурами, такими как налоговики, пожарники и инженеры по технике безопасности, которые пытаются оторвать и свой «кусок от пирога» коррупции. Это особенно актуально в случае проектов меньшего масштаба, не имеющими «крыши»(слово из русского уголовного жаргона, означающего защиту официального лица), например, в лице министра из правительства. Неудивительно, что проекты Pasha Construction, как правило, чаще и быстрее всех получают добро на строительные работы в Азербайджане. Примеры: торговый центр в Шувелянах, Port Baku Towers and Residences, The Four Seasons Hotel, Absheron J.W. Marriott Hotel and Residences и Amburan Marriott Beach Resort. Считается, что Пашаевы владеют состоянием, сопоставимым с состоянием Алиева. Из вышеизложенного следует, что состояние Алиева примерно в 400 млрд-в долларов. Если так, то совместное состояния Алиевых-Пашаевых, то есть, двух частей правящей семьи, где-то около 800-ти миллиардов долларов. Таким образом, среди «формальных» миллиардеров клан Алиевых-Пашаевых вполне может претендовать на первое место.
- И, наконец, опять перейдем к главе МЧС и ГО Республики, Кямаледдине Гейдарове. Входя в число и рейтинг самых влиятельных и богатых людей Азербайджана, он не собирается останавливаться на достигнутом. Скопив порядка 30-ти миллиардов долларов во время управления Таможенным комитетом, он продолжает контролировать ряд государственных структур, которые также приносят ему немалые доходы. К числу таковых относятся: налоговая служба, Минэкономразвития, МЧС, Министерство национальных ресурсов и экологии. Районы влияния: Ленкорань, Габала, Масаллы.
- На четвёртой строчке рейтинга расположился «транспортный король» – Зия Мамедов. Он занимал пост Министра транспорта, а его состояние оценивается приблизительно в 13 миллиардов долларов. Естественно, что столько денег чиновник смог заработать не без помощи «верхушки политической пирамиды» страны. Особенно неравнодушен политик к рынку недвижимости. В его ведении находятся крупнейшие магазины и рестораны, отели, а также богатейшая коллекция редких автомобилей. Венцом страсти к роскоши этого известного человека являются порядка тридцати шести личных вилл, которые находятся в черте города Баку. На фоне всего этого, любовь других представителей элиты Азербайджана к личным самолётам кажется простительной детской шалостью.
- На пятой строчке мы расположим сразу нескольких высокопоставленных лиц этой среднеазиатской страны, чьи доходы колеблются в районе 6-11 миллиардов долларов. В список самых богатых людей Азербайджана попали: главный телохранитель и страж И.Алиева Бейлер Эйюбов, президент главной государственной нефтяной компании Ровнаг Абдуллаев, а также «воздушный король» Джахангир Аскеров, владеющий государственным авиационным концерном.
В этом списке отсутствует глава администрации президента Рамиз Мехтиев. Но тут необходимо учитывать, что Р.Мехтиев — старый партократ, который ну никак не начнет процесс «материализации» всего награбленного тяжелым трудом за все эти годы.
Все остальные приступили хотя бы к частичной легализации состояния через разные схемы. А Р.Мехтиев считает, что лучше оставаться в тени. Но необходимо учитывать, что глава президентской администрации контролирует такие «прибыльные» сферы как МВД, Генпрокуратура и почти всю систему местных властей, за исключением районов, которые находятся в «эксклюзивном владении» отдельных министров-олигархов, как вышеперечисленные три южных районов.