Операция «Кольцо»: цели Баку остаются неизменными

«30 апреля в 5 часов утра началась военная операция «Кольцо» против мирного населения Геташена и Мартунашена. Окруженные танками, БТР, БМП, БМД, села подверглись массированному обстрелу. Через несколько часов в села вторглись бронемашины, под их прикрытием продвигались, стреляя из автоматов, солдаты и омоновцы МВД Аз.ССР, за ними — мародеры-азербайджанцы из соседних сел. Все они врывались в окраинные дома, убивали, избивали, грабили армян, увозили их имущество, угоняли машины, скот, под дулом автомата принуждали писать заявление о «желании» навсегда покинуть свой дом».

ЭТО ставшая уже классикой цитата из публикаций русской писательницы Инессы Бурковой за 1991 год. Спустя 20 лет, в марте 2011-го, она скажет: «Операция «Кольцо» осуществлялась теми же методами, что и Геноцид армян начала века». Тем самым поставив четкий и однозначный диагноз азербайджанской политике агрессии и террора против мирного населения, — политике, которая продолжается до сих пор и по-прежнему ставит своей главной целью уничтожение и изгнание армян с исторической родины и захват армянских территорий.

«Кольцо» стало актом военно-государственного терроризма против мирного населения армянских сел не только Арцаха, но и Армении. Начавшись 30 апреля 1991 года вероломным нападением на два села, Геташен и Мартунашен, операция была продолжена вплоть до 20 августа в других населенных пунктах, сопровождаясь повсеместно насилием, кровопролитием, убийствами, пытками, взятием в заложники, изгнанием коренного гражданского населения и грабежом его имущества. В ходе операции было убито более 100 человек, сотни были ранены и искалечены, сотни захвачены в плен и заложники, судьба многих не известна до сих пор. С мест исторического проживания было насильственно депортировано более 10000 мирных граждан по меньшей мере 25 армянских сел.

 В историю Карабахского движения это название — операция «Кольцо» — вошло наряду с «сумгаитом», «кировабадом», «баку», а затем и Марагой, став одним из символов политики геноцида и этнических чисток. Об этом писали баронесса Кэролайн Кокс и Джон Эйбнер в своей книге «Этнические чистки продолжаются: война в Нагорном Карабахе»: «Операция началась утром тридцатого апреля против сел Геташен и Мартунашен. Эти названия по степени жестокости в отношении мирных жителей останутся в памяти армянского народа наряду с Баку и Сумгаитом».

ВМЕСТЕ С ТЕМ «Кольцо» имеет ряд отличий, которые придают этому варварскому террористическому акту характер доказанного и задокументированного преступления, совершенного властями Азербайджана и СССР. Речь, в частности, идет о нескольких докладах международного характера за подписью международных экспертов, в том числе слушаний в Верховном Совете РСФСР, а также резолюциях Европарламента и Cената США (весь архив размещен на сайте karabakhrecords.info). Наличие такого количества документов плюс свидетельские показания как сотен пострадавших, так и многочисленных международных наблюдателей и экспертов с еще большей остротой ставят вопрос о том, почему армянская сторона до сих пор не воспользовалась всем этим для обращения в судебные инстанции? Более того, за прошедшие годы армянская сторона предприняла крайне мало усилий (если предприняла вообще), чтобы узнать о судьбе сотен пропавших без вести людей.

Оборона Геташена, длившаяся неделю, стала вместе с тем одной из самых героических страниц Карабахского движения, в частности, его довоенного периода. Именно в те дни яркими звездами зажглись имена славных сынов армянского народа — Татула Крпеяна и Симона Ачикгезяна и их боевых товарищей, благодаря самоотверженности и ценой жизни которых удалось предотвратить массовую бойню и вывезти основную часть населения Геташена и Мартунашена в Арцах и Армению. Геташен окончательно пал 7 мая, и одним из последних, кто покинул его, был ушедший в прошлом году Игорь Мурадян — еще одно памятное имя в армянской истории.

В ПОЛИТИЧЕСКОМ смысле операция «Кольцо» стала результатом преступного сговора властей Азербайджана и Кремля во главе с Горбачевым. Ведь даже вооруженные до зубов азербайджанские бандиты-омоновцы в одиночку никогда не сломили бы сопротивление отрядов самообороны. Для того чтобы заполучить знаменитый армянский Геташен, богатое село с древней историей, Баку позарез нужны были советская военная техника и авиация, а также тысячи солдат, за спинами которых трусливо прятались азербайджанские вояки. «Летом за неполных три месяца было депортировано армянское население двадцати пяти сел. Это сделали военные. ОМОН лишь выполнял свои «милицейские» функции: грабил, насиловал, убивал… Все это называлось «проверкой паспортного режима», — писал Михаил Гохман в парижской газете «Русская мысль» 29 ноября 1991 г.

 «Кольцо» — лучший ответ тем в Баку, кто тешит свое уязвленное самолюбие утверждениями, что победа армянского народа в Карабахской войне была якобы обусловлена исключительно поддержкой России. Такие исторические эпизоды убедительным образом доказывают, что именно Азербайджан добивался каких-либо «успехов» в геноцидальной политике против армянского народа только тогда, когда за его спиной стояли и активно поддерживали (как в ходе операции «Кольцо») или по меньшей мере не мешали убивать и изгонять армян (как в Сумгаите и Баку) руководство СССР и советские войска.

… ОПЕРАЦИЯ была задумана как начало полной очистки Арцаха от армянского населения и полного захвата территории армянского края с помощью советских войск. Как ни спешил Баку, этой цели достичь не удалось — операция была свернута сразу после краха ГКЧП 20 августа, а войска отозваны руководством России. Арцах выстоял и победил. Но как в 1991 году, так и сегодня в Азербайджане не скрывают, что Нагорный Карабах нужен им без армян. Примеров тому великое множество, приведем лишь последний по времени — откровения Турала Гянджалиева, недавно назначенного «главой азербайджанской общины НК». Этот, с позволения сказать, дипломат, как выяснилось, отличается от своего предшественника с физиономией алкоголика и бандита лишь чуть более благообразной внешностью, ибо озвучивает он те же придурковатые заявления. За которыми, однако, таится практически не скрываемая угроза новой агрессии в отношении армян Арцаха.

По словам Гянджалиева, «армянская пропагандистская машина пытается обмануть весь мир, когда говорит об армянской общине Нагорного Карабаха. Мы разоблачим армянскую ложь. После разрешения конфликта мирным путем мы хотим вернуться на родную землю. Хоть мы и пострадавшая сторона, но готовы жить вместе с армянами после восстановления территориальной целостности Азербайджана». Остается посоветовать этому «пострадавшему» деятелю для начала спросить у хозяев Арцаха: хотят ли его возвращения те, кому он и его сородичи отказывают даже в праве на жизнь как 28 лет назад, так и сегодня?


Print Friendly, PDF & Email