Всякой наглости есть предел, равно как воздуху в надуваемом шарике. И метафизика беспардонной наглости может сотворить с человеком или обществом то же, что физика с воздушным шариком, накаченным поверх своей вместимости.
Возьмем, к примеру, наших восточных соседей, с беспардонной наглостью и без всяких церемоний приписывающих себе все, что является армянским цивилизационным наследием. Ладно бы толма в виноградных листиках или какая-нибудь хашлама со сливой. Пусть себе тешатся «гастрономической славой» предков. В конце концов, что у хашламы, что у говяжьих ребрышек по-техасски – один исход: покушают, переварят и уже совсем нет желания определять, что чем было и какой цивилизации обязано «это» в своем первородном гастрономическом виде.
Но вот когда принцип присваивания касается уже вещей фундаментальных, носящих духовный код цивилизации, то это уже тот самый предел наглости.
На днях некая отара из Азербайджана совершила то ли экскурсию, то ли паломничество на остров Ахтамар, где выпятила флаг своего «стойла» и тут же, с места начала обстреливать соцсети комментариями, содержание которых сводится к двум следующим тезисам. Во-первых, что знаменитый храм Святого Креста на Ахтамаре — есть наследие тюркского зодчества. И, во-вторых, что всюду, где бы армяне не увидели строение с крестом, тут же бессовестно его приписывают себе.
Вот так, ни больше и ни меньше.
Ну как, спрашивается, не перевернуться в гробу васпураканскому царю Гагику Арцруни, гениальному зодчему Мануэлу и в деталях описавшему строительство храма историку Анануну (Аноним) от того, что отселе вовсе не они признаны заказчиком, архитектором и летописцем Ахтамарской жемчужины, а какие-нибудь Тофик, Мамед и Самед?
Как тут не перевернуться, коли по факту в те далекие времена Тофик, Мамед и Самед обитали где-то в Каракумах, ведать не ведали ни о письменности, ни о каком-либо строении, кроме чума из овечьих шкур, и к тому времени едва освоили науку мыть задницу в Амударье, что явилось для них ощутимым скачком на пути цивилизационного развития?
Однако Национальной академии наук Азербайджана и безмозглой отаре, ею зомбированной, конечно же наплевать на факты и на совесть вдвойне. Ведь наглость, как и аппетит, имеет свойство разыгрываться «по ходу дела».
Гандзасар, Амарас, Эчмиадзин… А теперь уже и Ахтамар. Впрочем, все это уже давно не ново. О принадлежности Ахтамара, как и других западно-армянских храмов «тюркскому культурному наследию» вопил еще родоначальник турецкой научно-исторической мутиловки профессор Зия Гекальп. Именно с его легкой руки даже Мовсес Хоренаци с Месропом Маштоцом были объявлены этническими тюрками, а предтечей армянского алфавита он провозгласил гуннское линейное письмо. И именно безмерная наглость и псевдонаучное трюкачество Зии Гекальпа через пару десятилетий воодушевило другого Зию по фамилии Буниатов заложить в Азербайджане основы сочинения собственной истории и присвоения наследия армянской цивилизации.
И, как видим, процесс ползучей экспансии с востока и запада в отношении культурно-исторического достояния армянского народа смыкается уже на самых сокровенных его сокровищах.
Сегодня отара уже называет Ахтамар на свой тюркский лад Акдамаром, а завтра, вне сомнений, переиначит уже великого Нарекаци в Нареклы и его «Книгу скорбных песнопений» в «дефтер», и потом предложит какой-нибудь псевдонаучной швали на подобие Кузнецова сварганить «авторитетную» книжку на предмет сенсационной принадлежности вселенского гения тюркскому гену, а его труда – древнеазербайджанской теософической мысли.
Опять же повторимся: проявляющий наглость лишается чувства меры, но сама по себе наглость имеет определенный предел, за которым маячит аналогия с воздушным шариком, превратившимся в дырявую резиновую тряпку.
Посему вещаем: товарищам гардашам, всем тем, кто заражен привитым НАНА больным воображением — прекратите этот цирк, над вами потешаются. Груз армянского цивилизационного наследия вам не по плечу, как не по ослу попона.