Находящийся в политэмиграции в Нидерландах руководитель департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии, политолог Ариф Юнусов (на фото) в интервью газете «Ноев Ковчег» повествует о ситуации с правами человека в Азербайджане. Делится видением азербайджанской внешней политики. Комментирует последние импульсы вокруг урегулирования карабахского конфликта.
– После вынужденной эмиграции Ваша известная в Азербайджане своей правозащитной деятельностью семья активно продолжает работу в данном направлении в Европе. Поделитесь результатами.
– Когда нас вынудили покинуть страну, многие в Азербайджане полагали, что мы отойдем в сторону и будем только лечиться. Но мы, конечно, так не думали. Да, после заключения у нас были и по-прежнему остаются серьезные проблемы со здоровьем. За последние месяцы только у меня было две операции. Не лучше ситуация со здоровьем и у супруги. Практически каждую неделю имеем дело с врачами. Но в первые же дни пребывания в Голландии мы в своих интервью и выступлениях заявили, что поменяли местожительство, но не свою деятельность. Более того, пока мы были в заключении, наша дочь Динара в 2015 году зарегистрировала наш Институт мира и демократии в Голландии. Чего нам не удалось сделать за 20 лет в Азербайджане. Так что стартовая площадка для продолжения своей прежней деятельности у нас была. И мы повели свою работу в двух направлениях. С одной стороны, создали сайт ИМД (http://www.ipdthinktank.org) и там на русском и на английском выставляем материалы обо всех фактах нарушения прав человека в Азербайджане. При этом все время расширяем рамки и диапазон сайта ИМД. К примеру, сегодня среди политзаключенных больше половины – это верующие. Между тем у нас в стране опасаются защищать верующих, ведь их арестовывают как «террористов» или «иранских шпионов». И вообще, религиозная тема у нас считается очень опасной, почему наши правозащитники очень неохотно что-то в этом направлении делают. Вот почему на своем сайте мы с этого года создали специальный раздел под названием «Свобода вероисповедания», где начали размещать материалы исключительно о нарушении прав верующих. Причем не только мусульман, но и представителей других конфессий, ведь их права также нарушаются. В перспективе намечаем создание еще новых разделов на сайте ИМД.
В общем, на сайт мы тратим львиную долю своего времени. При этом мы регулярно получаем много информации из Азербайджана. Порой, чтобы передать нам какие-то сведения, наши граждане на время специально выезжают из республики и связываются с нами из других постсоветских стран. Ведь власти постоянно прослушивают все разговоры граждан с нами. Так мы получили очень ценные данные об ужасных пытках и убийствах в ходе допросов наших военнослужащих по так называемому «делу о госизмене и шпионаже в пользу армян» в армии. Именно наш ИМД впервые поднял эту тему и стал размещать на сайте всю информацию, вынудив правоохранительные органы Азербайджана реагировать. Так было и с так называемым «делом Юниса Сафарова» или «гянджинским делом», когда после покушения летом 2017 г. на главу города Гянджи власти развернули кампанию террора против верующих. И сейчас идут суды над ними. И мы постоянно получали и продолжаем получать от родственников арестованных и наших друзей всю необходимую информацию, которую также размещаем на сайте. При этом при создании сайта мы специально ориентировались на западных политиков, государственные структуры США и Евросоюза, а также международные правозащитные организации. И мы рады видеть, что сайт вызывает интерес. Более того, сейчас именно наш список политзаключенных взят за основу на Западе, что показывает эффективность работы.
Другое направление нашей деятельности – это продолжение сотрудничества с нашим коллегой из Армении Лаурой Багдасарян, с которой мы активно сотрудничаем больше 15 лет. Еще до нашего ареста, в 2012 г., мы открыли первый и единственный совместный армяно-азербайджанский веб-сайт «Публичные диалоги» (http://www.publicdialogues.info/), что потом стало для азербайджанских следователей главным «доказательством» нашего «шпионажа в пользу Армении». Спасибо Лауре, что в период нашего ареста она сумела сохранить сайт, и теперь мы продолжили наши совместные проекты в этом направлении и периодически проводим интернет-конференции и многое другое в деле налаживания армяно-азербайджанского диалога. В общем, нас арестовали за то, что вели правозащитную деятельность и сотрудничали с армянскими коллегами. И в эмиграции мы в первую очередь восстановили свою работу именно в этих двух направлениях.
Наряду с этим, сразу после приезда мы также начали работу над книгой воспоминаний о том, что произошло с нами. Эту работу мы начали еще в заключении – я писал свою часть в уме, ибо находился в одиночной камере самой секретной тюрьмы страны – в СИЗО Министерства национальной безопасности, где был под круглосуточным наблюдением и контролем, не имел бумаги и ручки для этого. А супруга писала тайком в тетрадях, которые охранники раз за разом находили и забирали. Но она смогла сохранить последнюю, пятую по счету тетрадь и вынести ее за пределы тюрьмы при освобождении. В Голландии мы все это перенесли на компьютер и дополнили. А в ноябре прошлого года издали в Варшаве на русском, а в Вене на немецком языках книгу под названием «Из советского лагеря в азербайджанскую тюрьму». В настоящее время наша книга уже переведена на английский и будет скоро издана, также переводится на голландский язык. Книга состоит из двух частей. Первую написал я, и она о том, что из себя представляет Министерство национальной безопасности Азербайджана, какие там нравы, как пытают заключенных – и все это на конкретных примерах с именами. Вторая часть – это воспоминания супруги о том, что происходило в Азербайджане в советский период и после развала СССР.
Если ко всему этому добавить, что часто ездим и выступаем, то понятно, что работаем много, и все это давно раздражает власти. Не случайно в июне 2017 г. наши власти объявили нас в розыск по линии Интерпола. Это вызвало протесты многих международных организаций, а МИД Нидерландов обратился в Интерпол со специальным письмом, и в итоге запрос Азербайджана был отклонен. В последние годы власти ряда стран СНГ пытались использовать Интерпол для давления на инакомыслящих. В ответ мы вместе с нашими коллегами-правозащитниками начали кампанию по реформированию Интерпола и недопущению использования этой важной и полезной организации в грязных целях властей. И уже есть определенные успехи и в этом направлении.
– Не так давно ЕСПЧ вынес очередное решение по Армении, обязав правительство выплатить гражданину РА Юрию Варданяну рекордные 1,6 млн евро за нарушение его прав собственности при отчуждении территорий в Ереване в 2007 году. Как с правом собственности обстоят дела в Азербайджане и как реагирует на подобные нарушения ЕСПЧ?
– Во-первых, хочу поздравить Юрия Варданяна с этим решением, ведь ему 83 года и он сумел-таки дожить до этого, безусловно, справедливого решения ЕСПЧ. К сожалению, ЕСПЧ – достаточно бюрократическая структура, где дела рассматривают очень долго. Вот почти одновременно с этим решением по собственности ЕСПЧ приняло решение в пользу гражданки России Елены Рябининой. Все хорошо, если не считать, что иск в ЕСПЧ был подан 13 лет назад, а сама заявительница уже умерла! Что же касается проблем с недвижимостью и правами собственников в Азербайджане, то ситуация просто-таки ужасная. Власти в лице Ильхама Алиева решили превратить Баку во второй Дубай и начали широкомасштабную кампанию сноса частных домов в центре столицы. При этом тотально нарушая Конституцию и законодательство, где все достаточно четко прописано. Не иначе как полным правовым нигилизмом и беспределом происходящее назвать нельзя.
Дело в том, что в 2009-2014 годах в стране и, в частности, в столице массовый характер приобрело нарушение права собственности граждан – незаконное разрушение домов, квартир. В результате своих квартир тогда уже лишились более 60 тысяч человек. Падение цен на нефть в 2015 г. на время остановило процесс слома домов, но с 2016-го он возобновился. На сегодня более 100 тыс. бакинцев лишились своей собственности. ИМД внимательно отслеживал ситуацию и помогал жителям, нам удалось тогда выявить коррупционную схему и многократно это осветить с указанием имен конкретных чиновников, ответственных за этот правовой нигилизм и беспредел. Эта схема действует и по сей день. В бумагах мэрии с 2009?г. указывалось, что жителям выдается компенсация в размере 5000 манат (в 2009-2014 гг. примерно 5000 евро). Реально жителям давали вначале 3500 манат, затем опустили планку до 1500 манат, а потом и вовсе изменили систему. Компенсационные деньги выдают тем, у кого жилплощадь меньше 60 кв. м. А тем, у кого больше (а таковых немало), вместо денег предлагают переехать в построенные близкими к правящей семье компаниями новостройки на окраине, где вместо пола бетон и надо потратить 25-30 тыс. евро на ремонт. Таким образом, семьи, у кого маленькие квартиры, не могут купить себе на эту компенсацию новое жилье. А у кого больше, должны переехать из центра на окраины и при этом заниматься ремонтом. А если у них нет денег?
Разумеется, все это вызывало и продолжает вызывать сопротивление жителей. Больше 100 человек уже подали иски в ЕСПЧ, в том числе и мы. Ведь и наша собственность также была уничтожена. Причем демонстративно и в нарушение даже принятого азербайджанским судом решения в мае 2011 г. – мы подали иск на мэрию за сломы собственности, в том числе по нашей собственности, которую мы использовали как офис ИМД. И азербайджанский суд принял решение, что нельзя что-то делать с нашим домом, пока идет судебный процесс. Однако это не остановило власти, и 11 августа 2011?г., когда мы были в отъезде в Норвегии, сотрудники мэрии вечером подкатили бульдозер и просто уничтожили наш дом, который мы использовали как офис. А имущество (компьютеры, другая оргтехника и т.д.) было разворовано рабочими мэрии. И все это на глазах дипломатов и журналистов, в Youtube есть видео этого варварского разрушения. А две недели спустя, 25 августа, мэрия послала нам по электронной почте письмо, в котором изъявляла желание купить у нас дом! То есть сначала в наше отсутствие в нарушение решения азербайджанского суда мэрия разрушила и разграбила, а две недели спустя изъявила желание купить то, что уже не существовало после разрушений и грабежа! Если власти поступали так с нами, хорошо известными людьми, что могло и вызвало реакцию не только в стране, но и за рубежом, то представьте теперь, как власти относятся к рядовым гражданам.
– Не секрет, что азербайджанские власти тратят огромные деньги на создание и поддержание собственного положительного имиджа на Западе, в первую очередь в Европе. Насколько успешна подобная политика и в какой мере она соответствует государственным интересам Азербайджана?
– Благодаря тому, что стало известно недавно, мы узнали, что только в 2012-2014 годах власти Азербайджана потратили на подкупы европейских политиков и чиновников около 3 миллиардов долларов. Это почти бюджет всей Армении! И все это только на подкупы европейцев и только за этот период. А ведь эта политика подкупа была заложена еще в 1990-е годы Гейдаром Алиевым – отцом нынешнего президента, и уже тогда были скандалы в связи с подкупами ряда американских политиков, чиновников и т.н. «экспертов». Ильхам Алиев продолжил политику отца, но в более широких масштабах, ведь в страну пошли огромные средства от продажи нефти и газа, что позволило резко увеличить сумму подкупов. Мы точно до сих пор не знаем, сколько за последние четверть века из бюджета страны было на это потрачено средств, но нет сомнений, что речь идет о сумме как минимум в пределах 10-15 миллиардов долларов. К тому же, кроме выплаты денег, были и по-прежнему широко используются и другие формы подкупа западных политиков и чиновников – в виде приглашения в страну за счет Азербайджана, где приглашенным западным политикам и чиновникам дарили и дарят дорогие подарки: ковры, изделия из золота и серебра, напитки. Еще чаще – черную икру, почему эта политика подкупа получила в итоге свое ныне широко известное название «икорная дипломатия». Да, на определенном этапе эта политика подкупа дала результаты – западные политики и чиновники часто закрывали глаза на многочисленные факты нарушений прав человека в стране, признавали итоги выборов, где на самом деле имели место массовые нарушения, и т.д. Но в то же время сегодня эта политика привела к тому, что Азербайджан все чаще и чаще ассоциируется не только с нарушениями прав человека и постоянно оказывается во главе различных списков нарушителей. Сегодня Азербайджан приобретает репутацию страны, которая активно использует политику подкупа, и это все бьет по национальным интересам. Ведь рано или поздно режим сменится, а репутационные потери от этой политики еще долго будут давать о себе знать. Да и термин «икорная дипломатия» уже навсегда будет частью истории современного Азербайджана. Поэтому нет сомнений, что эта политика нанесла огромный удар по национальным интересам страны.
– В «неофициальной» части Стратегии национальной безопасности Азербайджана, по некоторой информации, Армении отведено лишь третье место среди основных угроз нацбезопасности страны. Первое и второе места занимают Иран и Россия. Чего больше всего боится лично Ильхам Алиев, на Ваш взгляд?
– Ни в законе «О национальной безопасности Азербайджанской Республики», ни в президентском распоряжении «Об утверждении Концепции национальной безопасности АР» на самом деле такого нет. Да и сомнительно, чтобы было. Одно дело – указать Армению, как угрозу национальной безопасности, другое дело – Россия и Иран, что может создать серьезную головную боль для властей Азербайджана. Если же брать неофициальный аспект, то опять-таки не Россия и Иран являются угрозой для властей Азербайджана. Ведь у семьи Ильхама Алиева (клан Пашаевых) и у многих других в правящей в Баку верхушке в России и Иране есть серьезные бизнес-интересы. Но не только этот фактор играет свою роль. Режим в России ментально очень близок к правящему режиму Азербайджана. Да и с Ираном особых в этом плане разногласий нет. Чего боятся власти Азербайджана и лично Ильхам Алиев? Политики США и ЕС. Ведь ни Россия, ни Иран не предъявляют властям Азербайджана какие-либо претензии в плане демократии и прав человека. И Алиеву не надо подкупать власти России или Ирана, с ними связаны серьезные бизнес-интересы. А вот американцы и европейцы играют большую роль для официального Баку, а отношение США и ЕС сложно предсказать. Сегодня можно кого-то подкупить – а завтра?
– Несмотря на существенную активизацию переговорного процесса по Карабаху после смены власти в Армении – главы государств и МИД встречались уже более десятка раз, – убийства военнослужащих на границе после непродолжительного перерыва возобновились. И мне кажется, что сегодня гибель молодых людей является главным вопросом, который должен волновать наши общества в контексте конфликта. У Вас есть видение того, как эти убийства можно прекратить в существующих условиях продолжающегося переговорного процесса?
– Конечно, надо остановить гибель людей, и не только молодых на армяно-азербайджанской границе и линии фронта в Карабахе. И в принципе этот вопрос много раз обсуждался и его нетрудно реализовать, начиная с отвода тяжелой техники и завершая вопросом снайперов. Но в данном случае я очень пессимистично настроен. Судя по всему, Никол Пашинян все-таки не осознает до конца важность и необходимость урегулирования конфликта, если он, по сути, идет по стопам Ильхама Алиева. Сегодня они в карабахском вопросе стали почти братьями по своей политике. Оба много говорят о мире и посылают детей в армию, а на линии фронта усиливают напряженность устами своих министров обороны. При этом раньше активность проявлял больше Алиев. Теперь за дело взялся Пашинян. Взять недавний визит Пашиняна в Карабах, где он сделал известное заявление, что он не в Карабахе, а в Армении. То есть открыто заявил, что территории Азербайджана признает частью Армении. Такого не позволяли себе предыдущие президенты, в том числе карабахцы по происхождению. Понятно, что это заявление Пашинян сделал для карабахской аудитории, чтобы поднять свой рейтинг. Это как известное заявление Ильхама Алиева о том, что необходимо вернуть Ереван Азербайджану. Понятно, что Алиев сказал это для своей внутренней аудитории и для поднятия рейтинга в первую очередь среди выходцев из Армении. Но в итоге не азербайджанцы, а армяне отнеслись серьезно к этому откровенно популистскому заявлению и крайне негативно восприняли его. Вот и теперь это заявление Пашиняна, реально оно ничего не меняет. Что – после этого Азербайджан признает Карабах частью Армении? Или в мире начнется такой процесс? Что-то изменится в жизни Карабаха? Нет, будет все так же, как вчера и позавчера. А вот азербайджанцы восприняли его популистское заявление, как призыв к войне. Вот и возникает вопрос: а насколько серьезно Пашинян осознает необходимость более осторожного подхода к таким очень тонким и серьезным вопросам? Говорит о мире и в то же время, по сути, разжигает конфликт. И если завтра на линии фронта будет обострение и прольется кровь молодых солдат с обеих сторон, кто будет нести за это ответственность?
Подготовлено Давид Степанян