Председатель Государственного комитета по работе с религиозными структурами Мубариз Гурбанлы, выступая на пленарном заседании II Бакинского саммита религиозных лидеров мира, заявил, что особое значение в Азербайджане придается строительству и ремонту церквей и синагог.
Также Гурбанлы отметил уровень беспрецедентной толерантности, в рамках которой дискриминации в отношении проживающих в стране армян никогда не было: «Несмотря на то, что армяне проводят политику по изменению топонимов и присвоению религиозных памятников на исторических азербайджанских землях, расположенная в центре Баку армянская церковь охраняется Азербайджанским государством».
Разрушенные христианские, чаще армянские, религиозные сооружения – тема отдельного разговора, отметим лишь, что армяне имеют обыкновение фиксировать и протоколировать все свое наследие, а по возможности его судьбу. Что сталось с конкретным религиозно-историческим наследием армян, которое не удалось «албанизировать», можно почитать в специальной статье «Список армянских храмов на территории современного Азербайджана». Народ, умеющий писать с пятого века, за прошедшие 16 веков приучил себя записывать и хранить все – от инвентаря, до проектных чертежей.
Чем, кстати, азербайджанская сторона похвастать не может. По сей день не названо ни одного конкретного сооружения, «разрушенного армянами». Зато печально известна истерия вокруг реставрации шушинской Верхней мечети Гёвхар-аги.
«Реставрация» Арменией мечети Верхняя Гёвхар-ага (Джума) в Шуше, построенной в XIX веке по приказу Гёвхар-аги, дочери правителя Карабаха Ибрагима хана, является частью политики страны-оккупанта по присвоению материальных, культурных и религиозных памятников на территории Азербайджана и изменению их происхождения. Таким образом, путем «восстановления» мечети Гёвхар-ага страна-агрессор, пытаясь представить эту мечеть в качестве персидской, стремится бросить тень на тот факт, что Шуша является древним азербайджанским городом», — гласит заявление МИД Азербайджана.
«Азербайджанская сторона должна осудить это зверство армян и добиться его порицания и осуждения на международном уровне», — вторит внешнеполитическому ведомству Азербайджана завкафедрой истории Академии Государственного Управления при президенте Азербайджана Фирдовси Ахмедов, комментируя восстановление в Шуши мечети Гёвхар-ага.
Архивы хранят еще более жесткие и бессмысленные заявления и предложения относительно попыток «оккупантов» спасти по армянским меркам совсем свежее культурно-историческое шиитское наследие Арцаха. Но факт в том, что именно так выглядит то, что Ильхам Алиев называет «армяне уничтожают наши памятники».
Но да, в столице Азербайджана Баку в качестве базарного петрушки один армянский храм сохранен. Да и то, потому что разрушить его не получилось, настолько крепко он построен. Второй храм на территории Старого города, давно приказал долго жить.
Как бы то ни было, сегодня речь пойдет о втором наиболее главном тезисе главного по азербайджанской толерантности и терпимости – отсутствие дискриминации армян в Азербайджане.
Это те армяне, для которых в центре города охраняют церковь, причем настолько усердно, что у них права и возможности там помолиться. Там библиотека и, чтобы попасть вовнутрь, необходимо пройти много инстанций. Факт в том, что мифический армяне лишены доступа в собственный храм, в котором не звучало звуков литургии и аромата ладана очень давно.
В этой связи следует отметить, что отличительной особенностью азербайджанских деятелей является непоследовательность, дискретность восприятия хода событий и отсутствие рефлексии.
Выступая на Саммите религиозных лидеров Мубариз Гурбанлы, отмечает отсутствие в Азербайджане ксенофобии вообще и к армянам в частности (по крайней мере тем, которые скрыты под густой толщей азербайджанской пропаганды и мифотворчества).
Однако буквально на следующий день, он же, выступая на церемонии открытия памятника Национальному герою Азербайджана Альберту Агарунову, еврею по национальности, ничтоже сумняшеся, заявляет: «Армяне с головы до ног отравлены ядом и ненавидят не только евреев, но и все нации мира».
Имеет ли смысл говорить профильному чиновнику, что в этой коротенькой мысли сосредоточено столько гнусной ксенофобии, сколько всем армянам вместе взятым не прочувствовать на тысячи лет вперед?
Пожалуй, он не поймет даже то, что неприлично единолично, не имея никаких фактических, научно обоснованных доказательств, утверждать, что именно могут испытывать все представители одной пусть даже небольшой этнической группы.
Призвав на помощь науку, можно сделать вывод, что единственный источник, откуда Мубариз Гурбанлы мог узнать, кого, ненавидят армяне, наряду с евреями – это его собственные фобии, спроецированные на армян. А если проще, сам Гурбанлы презирает евреев и прочих других, но боится говорить об этом вслух, и вынужден проговаривать заветные слова «я презираю и ненавижу евреев и другие народы», исключительно через перенос на армян. Это хрестоматийная картина.
Плюс конкретная выгода, попытаться натравить этих самых евреев на армян – всех на всех, в идеале.
Однако не Мубаризом едина толерантность азербайджанская. Сегодня было неспокойно на всей территории республики.
Студенты Бакинского славянского университета организовали акцию протеста против ректора указанного ВУЗА, заподозрив ее в … армянском происхождении . На защиту ректора встал профессорско-преподавательский состав, успокаивая молодёжь.
«Ректор нормальный патриотичный человек и не стоит так грязно оскорблять ее», — заявили интеллигентные люди, воспитывающие будущую интеллектуальную элиту этого толерантного образования.
Студенты пока не решили: поверить и перестать грязно оскорблять ректора или записать в армяне весь профессорско-преподавательский состав за укрывательство, а может и пособничество.
И под занавес, катастрофические последствия разоблачения Ильхамом Алиевым «Народного Фронта и Азербайджана», которых он назвал отбросами .
Понять Алиева можно, он пытается защитить эксклюзивную роль своего отца в деле построения Азербайджана и проще всего это сделать – вымазав в дегте и перьях остальных претендентов.
Но дежурные цепные поняли команду «фас» весьма в самом широком смысле и пустились драть на части всю оппозицию. Ну или как минимум ту, которая наиболее уязвима.
Оставим в стороне всех и прочих, отметив лишь тех, кто пострадал от беспрецедентной толерантности, «несмотря ни на что», в отношении армян.
Им оказался Джамиль Гасанлы — председатель Национального совета демократических сил, бывший депутат парламента Азербайджана, ныне оппозиционный политический деятель, а по совместительству отборный фальсификатор истории армян и, как следствие, Азербайджана.
Еще в 2013 году дочь Джамиля Гасанлы в США вышла замуж за армянина. Шумная была история, но со временем она сошла не нет и ее практически не вспоминали.
Но сегодня, после команды «фас» ему припомнили этот позорный факт. Прозвучало предложение не пускать Гасанлы из США в Азербайджан, «арестовать его там же в Америке за антиазербайджанскую деятельность вместе с армянской родней».
Это все, что нужно знать о событиях последних двух дней, сопровождавших II Бакинский саммит религиозных лидеров мира, который Азербайджан использует для демонстрации «Триумфа Воли».
Армине Адибекян