На вопросы Voskanapat.info отвечает заместитель директора российского Института политического и военного анализа (ИПВА) Александр Храмчихин.
Александр Анатольевич, о близком начале нового этапа карабахской войны заявляют Международная кризисная группа (МКГ), господа Марков, Фельгенгауэр, и другие, по нашему мнению, не очень объективные источники. В Армении вы уважаемый эксперт. На чём основана ваша аналогичная позиция, высказанная корреспонденту московского бюро «Haggin.az»?
Я неоднократно говорил, пока позиции сторон остаются абсолютно непримиримыми и крайне противоположными, то рано или поздно будет война. Последовательно повторяю, практически всем заинтересованным сторонам: пока войны еще нет, но будут регулярно происходить такие столкновения, который в последний раз имел место утром 17 июня, на северном направлении линии соприкосновения сторон. Я не вижу другого варианта, если только одна из сторон вдруг почему-то не капитулирует, то есть добровольно не откажется от Карабаха.
В среде экспертного сообщества есть мнение, что не имея возможности, из за объективных причин, в полную силу использовать свои все виды и рода войск, ту же авиацию, танки, другие вооружения, Азербайджан не рискует и не рискнет начать полномасштабную войну. Цена ошибки слишком высока. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Формально, у Азербайджана очень много высокоточных, качественных и современных вооружений, в том числе, и дальнего действия, имею ввиду и ракетные системы залпового огня (РСЗО), и оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) и беспилотники- камикадзе, которые могут использоваться в военном конфликте. Но события апреля прошлого года показали, что их явно не достаточно, для решения тех задач, которые перед собой ставит военно-политическое руководство Азербайджана. Война не возобновляется лишь потому, что у Азербайджана нет достаточного военного потенциала для достижения решающей победы над хорошо укрепившимися, отлично подготовленными и высоко мотивированными армянскими войсками. Апрельская война ещё раз это доказала.
Александр Анатольевич, создается такое ощущение, что вся азербайджанская армия окутана сетью «армянских шпионов». Откуда такая «шпиономания»? Это политические репрессии, или что?
Знаете, я не большой специалист в таких вопросах, но однозначно могу сказать, что у любой страны с замороженным конфликтом, могут быть ситуации, когда начнется поиск виновников не очень успешных военных действий и операций, при ощутимом превосходстве в вооружениях. Может делается попытка все это объяснить происками внутренних врагов. Но честно, не берусь судить насколько объективно, или субъективно то, что «группа военнослужащих и гражданских лиц привлечена к тайному сотрудничеству с разведкой противника и в различное время передавала ей сведения, составляющие военную тайну».
При любом обострении на границе, в Армении берет начало диспут — вмешаются ли Объединенная группировка, или Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ в военные действия на карабахском фронте. Как Вы считаете, может ли Объединенная войсковая группировка вмешаться в Карабахский конфликт?
Я много раз говорил на эту тему. По сути, даже Армения формально не признавала независимость Карабаха, насколько это ни кажется парадоксальным. Россия вряд ли будет действовать на карабахском фронте, если война не затронет непосредственно территорию Армении.
Если военные действия затронут территорию Армении, в таком случае возможно, что группировка будет вовлечена в действия на карабахском фронте. Но если война будет исключительно в пределах Карабаха, то Россия, я считаю, не вмешается в конфликт.
Тогда продолжу вопрос. Какие приоритеты есть у Объединенной группировки, с какой целью она была создана?
Насколько я понимаю, тем не менее, 102-ая военная база была создана с целью сдерживания Турции. Следовательно, целью Объединенной группировки должно быть сдерживание Турции от вмешательства в Карабахский конфликт, а с Азербайджаном должны воевать «вооруженные силы Карабаха . Ясно, что они сильно интегрированы с ВС Армении, но в формальном плане они самостоятельны.
В Азербайджане считают, что совместными военными учениями с Турцией сильно пугают Армению. При этом, в Армении считают, что Турция-это реальный союзник Азербайджана. По вашему, какие задачи решаются этими учениями?
Надо понимать, что эти учения подготовка к будущей войне. И я думаю, что и в Армении, и в России, и в Иране это прекрасно понимают, и внимательно следят за ними.
Считаете ли возможным создание турецких военных баз на территории Азербайджана, в частности в Нихиджеванской автономии?
Вполне. Я даже думаю, что при необходимости Азербайджанская Республика ради этого пойдет на конституционные изменения. (напомним, что Конституция Азербайджана запрещает размещение на территории республики военной базы третьей страны. Более того, с мая 2011 года Азербайджан является членом Движения неприсоединения — Ред).