Достать несогласного: власти Азербайджана давят на оппозиционеров через семьи

Внезапное решение властей Азербайджана провести выборы президента раньше срока возмутило оппозицию, но что можно противопоставить действующей власти? Разве что акции протеста за границей. Но за неповиновение активистов наказывают их родственников — угрозами, преследованиями, арестами и даже пытками.

Азербайджанские оппозиционные активисты положили начало беспрецедентному по резонансу протесту: к кампании присоединяются не только азербайджанцы, живущие в Европе (их политическая активность для многих уже стала привычной), но и несогласные из других стран и даже других континентов — азербайджанские эмигранты из Америки, Австралии и Африки.

Новый всплеск

Если бы президентские выборы назначались в соответствии с конституцией, их провели бы в третью среду октября этого года. Но 5 февраля президент внезапным указом назначил внеочередные выборы на полгода раньше — 11 апреля.
Шансов у почти задушенной оппозиции было и так не много, а перенос выборов и вовсе свел их к нулю.

Азербайджанская власть обычно на протесты отвечает прогнозируемо — арестами всех причастных. Но в этот раз ей пришлось усилить давление на родственников тех, кто выражает протест за границей. Преследованиям теперь подвергаются родные и тех политэмигрантов, которые давным-давно уехали из Азербайджана.

Бойкот выборам объявили все основные оппозиционные силы: партия Мусават, Партия народного фронта Азербайджана и молодежное движение NIDA. Они же стали организаторами протестного митинга в Баку, который прошел 10 марта.

Протест выразили и политические эмигранты — во многих европейских странах в феврале началась акция «Расскажем о диктаторе». Она предполагает распространение информации о беззаконии в Азербайджане и включает в себя флешмоб: участники развешивают в своих городах плакаты с надписью «Ильхам Алиев — азербайджанский диктатор».

Первым делом под прицел азербайджанских властей попали семьи активистов и организаторов протеста за границей — Турала Садыглы, Магомеда Мирзали (Мирзалиева) и Ордухана Теймурхана. Родственников этих активистов арестовали, есть сведения о пытках, которые к ним применяли.

Турал

Турал Садыглы – молодежный активист, ведущий активную борьбу против режима. В конце 2013 года его арестовали за участие в акции протеста и приговорили к 17 суткам административного ареста. Выйдя из тюрьмы, Турал рассказал о жестоких пытках.

Садыглы решил уехать после того, как в январе 2014 года арестовали его коллегу Эльвина Керимова, вместе с которым они вели оппозиционный блог «Azad söz» (Свободное слово): “Опасность ареста нависла и надо мной, поэтому в феврале я вынужден был спешно покинуть страну,” — говорит Турал.

Борьбу с властью Турал продолжил в 2014 году — уже из Германии.

Вскоре после начала акции «Расскажем о диктаторе», 18 февраля отца Турала задержали во дворе дома, в котором он проживает. 22 февраля, на территории Насиминского района Баку неизвестные в гражданской одежде похитили его брата.

«Меня схватили, когда я возвращался домой с женой, и отвезли в полицейский участок. Когда я попросил их представиться, они сказали, что я якобы их знаю, а мы — предатели и враги народа», — рассказывает отец активиста Аловсат Садыглы Мейдан ТВ.

Не имеющий никакой информации о местонахождении сына, Эльгиза, А. Садыглы после освобождения из участка в течение четырех дней обошел все управления полиции, изоляторы и больницы. Он ежедневно звонил в полицию, и наконец, 25 февраля ему ответили, что суд назначил Эльгизу административный арест на 30 суток — за незаконный оборот наркотиков и неподчинение полиции.

«Я смог увидеть Эльгиза только после обращения в Международный комитет красного креста. Нам разрешили короткую встречу. За четыре дня Эльгиз похудел, наверное, килограммов на десять. Одежда на нем была изорвана», — рассказывает отец.

О том, что сына пытали, Аловсат Садыглы узнал, когда Эльгиз давал показания в апелляционном суде: «Они старались не оставлять следов [на лице], били по животу и по спине. Избивали его по очереди, группами из четырех-пяти человек, пытали током. Когда Эльгиз спросил, за что, ему ответили: вы — предатели родины, так мы обращаемся с теми, кто выступает против государства. Вечером после ареста, прежде чем отвезти его на экспертизу, его заставили выпить чай. Через 20 минут Эльгиз почувствовал головокружение и слабость, и понял, что в чай ему подмешали наркотик. Позднее, наркотик, естественно обнаружила в моче экспертиза. Состояние Эльгиза до сих пор тяжелое от побоев».

Приблизительно в то же время на Турала пытались воздействовать и через другого родственника. Ранним утром 20 февраля в полицейский участок привели его дядю, Захира Садыгова — сельского жителя в Агдамском районе Азербайджана.
Аловсат Садыглы (отец Турала) рассказывает, что в участке у его брата прямым текстом потребовали “повлиять” на ударившегося в оппозицию племянника.

Ордухан

Другой активист, видеоблогер Ордухан Теймурхан живет в Нидерландах уже 22 года, но связи с родиной не теряет:

«До 2009 года я ездил в Азербайджан каждый год и оставаться равнодушным к происходящим там событиям просто не мог. После того, как к власти пришли Алиевы, на парламентские и президентские выборы я брал отпуск и приезжал в Азербайджан — на митинги».

На одном из них, в апреле 2009 года, Теймурхана арестовали за «оказание сопротивления полиции»: “Из-за этого моя мать перенесла инфаркт и скончалась. Не вмешалось даже правительство Голландии, хотя я был гражданином этой страны. Мне сказали — мы не можем прервать деловые отношения с правительством Азербайджана, спасайся сам. Это означало: плати взятку и уезжай. Мне пришлось заплатить огромную взятку».

После этого Теймурхан перестал ездить в Азербайджан. Теперь он проводит акции против коррупции и нарушений прав человека в Европе, надеясь привлечь к этим проблемам внимание мирового сообщества. Так, он принял участие в резонансной акции 2014 года в Страсбурге — тогда президент Алиев даже был вынужден прервать свою речь в ПАСЕ. 

“Они разрушат могилы родителей”

Полиция арестовала двоих племянников Ордухана 17 февраля. Их тоже обвинили в сопротивлении полиции и дали по 30 суток ареста.

В этом, увы, нет ничего нового: Теймурхан рассказывает, что давление на родных осуществлялось и раньше, например, некоторых его родственников в прошлые годы увольняли или исключали из университетов. «После одной из акций мне пригрозили, что разрушат могилы моих родителей».

В феврале 2017 года власти не ограничились арестом племянников блогера, в полицию приводили и других родственников, включая женщин и даже двухлетнего ребенка.

Магомед

Магомед Мирзали (Мирзалиев) с 2016 года живет во Франции. Он — член оппозиционной Партии народного фронта Азербайджана. Магомеда арестовали вместе с отцом в 2013 году, на акции. В тюрьме обоих пытали. В 2016 году Мирзали уехал, опасаясь нового ареста.

Сейчас он администрирует Фейсбук-страницу «Made in Azerbaijan» («Сделано в Азербайджане»), где вместе с Ордуханом Теймурханом и Туралом Садыглы ведет прямые трансляции и делится соображениями политических процессах в стране.

“Повлиять на Магомеда”

Отца и зятя Магомеда Мирзали арестовали в январе этого года.

“Тогда мы поделились карикатурой «Азербайджанцы, зависимые от шакалов» на странице Made in Azerbaijan. Мне передали, чтоб я немедленно удалил карикатуру, а потом снял видео с извинениями перед президентом», — объяснил Магомед давление на его семью.

В противном случае, сказали задержанным родственникам в полицейском участке, властям придется «пересажать весь род» Мирзалиевых, — рассказал пожелавший остаться неизвестным член семьи.

Отца Магомеда выпустили через день после задержания, его зятя — через шесть дней. В феврале зятя снова арестовали и по статье о сопротивлении полиции приговорили к 30 суткам ареста.

Как реагируют родственники

Аловсат Садыглы говорит, что никогда не откажется от сына и всегда будет его поддерживать, что бы ни случилось.
Но на безусловную поддержку согласны далеко не все родственники активистов.

Требование публично отказаться от неугодного родственника — одно из испытаний в арсенале азербайджанских властей. Пройти его не смогли, например, родственники Ордухана: недавно они официально заявили, что отказываются от него.

Не отказался от сына отец Мирзалиев, но одна из сестер Магомеда и другие родственники порвали с ним общение.

Эти “санкции”, однако же, не смогли свернуть флешмоб «Расскажем о диктаторе». Напротив — вдохновителям этой акции удалось даже расширить ее в новое движение (пока безымянное), к которому присоединяется все больше азербайджанских эмигрантов, рассеянных по свету. «К нам присоединились азербайджанцы, живущие во многих странах мира. В знак солидарности мы получаем видео и фотографии из Австралии, США, Кувейта и даже Африки. Ни с кем из них мы не знакомы, никто не имеет политической принадлежности. Это обычные люди, многие из которых уехали даже не по политическим причинам. Мы увидели, что уже необходимо превращать это в движение, в организацию, и эти кампании и акции проводить в других формах, — говорит Турал Садыглы.

Активисты надеются, что тогда, может быть, этот протест оформится в новую волну, которая сможет привести к переменам в Азербайджане.

 

Print Friendly, PDF & Email