В течение всего нескольких дней — 20-22 октября — появилось сразу два сообщения о визитах в Арцах делегаций французских городов во главе с мэрами. Сент-Этьен и Арнувиль подписали декларации о дружбе соответственно с Шуши и Шехером, пополнив уже достаточно внушительный список (более 15) городов разных стран мира, имеющих аналогичные соглашения. Если учесть, что совсем недавно завершились Дни Арцаха во Франции, в рамках которых целый год проходили мероприятия с участием руководителей армянской республики, то становится вполне понятной причина очередной истеричной кампании, развернутой в Баку в адрес Франции. В которой, подчеркнем, безусловно сказались еще и нескрываемое раздражение, и бессильная злоба в связи с блестящей Неделей и саммитом Франкофонии в Ереване.
ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКИХ ВИЗИТОВ МЭРОВ В АРЦАХ МИД АЗЕРБАЙДЖАНА разразился нотой протеста в адрес Парижа и внес мэра Сент-Этьена Гаэля Пердрио в свой черный список. При этом мэр Арнувиля Паскаль Долл по непонятным причинам не удостоился этой почетной участи. Кроме того, министр ИД Э. Мамедъяров сообщил, что встретился с послом Франции и объяснил ему, что, дескать, «Франция должна принять меры в связи с незаконным визитом глав муниципалитетов страны на оккупированные территории Азербайджана». Посол, по словам министра, обещал проинформировать об этом Париж и представить ответ азербайджанской стороне.
Не остался в стороне и проштрафившийся на всех углах и уличенный европейцами в коррупции в рамках «азербайджанского ландромата» руководитель делегации милли меджлиса в ПАСЕ Самед Сеидов. Пожаловавшись, что французские мэры «вопреки закону посещают оккупированный Нагорный Карабах, а Армения, таким образом, пропагандирует сепаратистский режим», он заявил, что за этими визитами стоит «небезызвестный армянофил, бывший депутат французского парламента Франсуа Рошблуа». То есть, по логике Сеидова, экс-депутату Национального собрания Франции вполне по силам действовать вопреки МИД своей страны и регулярно организовывать поездки делегаций разных городов в непризнанный Арцах. Более того, Сеидов не в ладах не только с примитивной логикой, но и со знанием французских законов, в частности, по данному вопросу. Ибо он утверждает, что МИД Франции имеет право вмешиваться в дела муниципалитетов, посему обязан потакать капризам Баку и запрещать представителям структур местного самоуправления визиты туда, куда они сами считают нужным ехать с определенной миссией.
Отметим, что в Баку все последние годы усиленно пытаются препятствовать налаживанию связей между Арцахом и Францией на местном уровне, неоднократно выступая с различными нотами, заявлениями и воззваниями. Особенно преуспел в этом, естественно, Мамедъяров, который регулярно обращается с отчаянными призывами к каждому из новых глав МИД Франции «запретить, пресечь, не впущать, отказать, наказать» и пр., столь же регулярно получая при этом дипломатическую пощечину либо красноречивый игнор.
ТАК, В ЯНВАРЕ НЫНЕШНЕГО ГОДА ОН СЛЕЗНО ПОПРОСИЛ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ Министерства иностранных и европейских дел Жан-Батиста Лемуана пресечь налаживание связей на местном уровне. Забыв о том, что еще в 2016 году занимавший этот пост Арлем Дезир (ныне представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова) четко заявил ему следующее: «Установление некоторыми городами Франции связей с Нагорным Карабахом входит в полномочия самих городов. Во Франции города сами решают, с кем дружить. Мы позитивно оцениваем сотрудничество городов с другими городами в международном масштабе».
Забыл Мамедъяров и об итогах судебного иска, поданного тогда же, в апреле 2016-го, против Марлен Мурье — мэра города Бур-ле-Валанс, подписавшего в октябре 2014 года Декларацию о дружбе с Шуши. Иск был отклонен, а мадам Мурье расценила его как «попытку запугивания со стороны иностранного государства на территории Франции».
Сегодня в Баку вновь пытаются препятствовать активно развивающемуся диалогу на местном уровне между двумя странами, используя тот же язык жалобных стенаний, шантажа и угроз. Более того, каждое новое подтверждение особо теплых отношений Франции даже с Арменией вызывает в Азербайджане нелепый поток обвинений в «пристрастности» позиции Парижа как сопредседателя Минской группы. Тот же Сеидов даже не думает скрывать, что его злоба вызвана в том числе и ереванским саммитом Франкофонии, не замечая, насколько убого и смешно при этом выглядит. «Череда всех этих визитов в оккупированный Карабах прошла после саммита Франкофонии в Ереване», — уверенно заявляет он, ошибаясь в датах как минимум на 4 года, когда, собственно, и начались дружественные контакты между Арцахом и французскими городами.
СТОИТ ТАКЖЕ ОТМЕТИТЬ, ЧТО НАРЯДУ С ОТКРОВЕННЫМИ ЛЯПАМИ И НЕСУРАЗНЫМИ ОБВИНЕНИЯМИв «антифранцузском» инструментарии бакинских деятелей появился новый элемент. Если ранее представители азербайджанского МИД грозили, что в отношениях с Парижем Баку будет «выступать с позиции взаимности» (кстати, аналогичная угроза звучала в адрес США), то сегодня прямым текстом говорится о том, что Азербайджан «может пересмотреть отношения с французскими компаниями, сумма контрактов которых в Азербайджане достигает двух миллиардов долларов». Озвучивший угрозу Сеидов, видимо, считает, что эти контракты выгодны исключительно только Франции и «пересмотр» соглашений на столь внушительную сумму для Баку — плевое дело. Так и хочется напомнить забывчивым азербайджанским политикам массовые угрозы подобного характера из Анкары после признания Францией Геноцида армян, ни одна из которых, естественно, не была осуществлена.
В апреле текущего года, когда спикер НС Арцаха посетил с визитом Францию, ведомство Эльмара Мамедъярова также направило ноту протеста, а сам министр заявил, что ждет ответа от французских коллег. Тогда в «ГА» была опубликована статья «Ждите ответа, господин Мамедъяров», в которой говорилось о том, что лучшми ответом Парижа может стать сообщение об установлении связей еще одного города с Арцахом, и выражалась уверенность, что такая новость не за горами. С удовольствием констатируем: как в воду глядели…