Достаточно давно, в 1948-м году, в ООН был принят документ, под названием «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», включающий в себя такой фрагмент:
«В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
а) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее».
Все мы помним историю Европы первой половины 20-го столетия, и понимаем, отчего такая конвенция была принята, поскольку описанные в данной конвенции действия, как это ни печально, приобрели самое широкое распространение на континенте во время второй Мировой войны. Впрочем, и раньше, особенно на Востоке, такое происходило нередко, в той же Османской империи, однако Европу, просвещённую часть света, подобные крайние проявления нетерпимости практически не затрагивали.
Есть ещё один документ, принятый солидным международным форумом – это «Декларация ООН о правах коренных народов». В данной декларации речь идёт, в том числе, и о культурном геноциде. Статья 8 документа гласит:
«1. Коренные народы и отдельные лица имеют право не подвергаться насильственной ассимиляции или уничтожению своей культуры.
2. Государства должны обеспечить эффективные механизмы предупреждения и возмещения:
а) любого действия, имеющего целью или следствием лишение самобытных народов их культурных ценностей или этнической идентичности
b) любого действия, имеющего целью или следствием отчуждение их земель, территорий или ресурсов;
c) любой формы принудительного перемещения населения, имеющие целью или результатом нарушение или подрыв любых их прав;
d) любой формы принудительной ассимиляции или интеграции;
e) любой формы пропаганды, направленной на поощрение или подстрекательство к подобному».
Казалось бы, если международный авторитетный орган, такой, как ООН, принял такие решения, то можно предположить, что ничего такого больше не произойдёт. Но в период агонии и распада СССР такое повторились. Проживая в те годы в Азербайджане, я был свидетелем событий, однозначно подпадающих под определение геноцида.
Погромы Азербайджан Беженцы
Стоит отметить, что в состав советского Азербайджана, наряду с областями, где проживали закавказские туркмены, называемые в царское время «кавказскими татарами», а в советское «азербайджанцами», были включены области, населённые другими народами – талышами, лезгинами, в том числе, обширные территории, населённые армянами. Соответственно, Азербайджан был задуман, как многонациональное образование. Соответственно, до позднего советского периода, когда в силу общего упадка в некоторых союзных республиках стала практиковаться этнократия, Азербайджан, как его столица, Баку, не был этнически однороден. В Баку проживали сотни тысяч армян, именно армяне во многом определяли уникальное лицо города, особенно его центральной части, составляя львиную долю интеллигенции. Именно в отношении армян, ещё в советское время, сполна применялись действия, подпадающие под статью 8 «Декларации ООН о правах коренных народов», принятую позже. В городе, где армян было почти 400 тысяч, не было армянского театра (он был закрыт ещё в 1949-м, в один год с еврейскими театрами в Москве и Минске). Практически не было армянских школ (за исключением одного-единственного класса, который демонстрировался инспекторам из Москвы, в качестве иллюстрации «интернационализма»), не было никаких передач, кроме шедшей раз в неделю часовой музыкальной программы.
Всё советское время неуклонно снижалось количество памятников армянской архитектуры и культуры – что-то разрушалось без надлежащего ухода и реставрации, что-то подвергалось целенаправленному уничтожению, как, например, древняя церковь Троицы в Нахичевани. Армяне всеми силами выдавливались из республики, особенно образованная часть, поскольку защититься в ВУЗах в условиях жесточайшей этнократии в самом Азербайджане было сложно, и многие уезжали в другие города СССР – в саму Армению, в южную Россию, на Украину, в республики Средней Азии. В автономии, я о Нагорном Карабахе сейчас, процент армян неуклонно падал, с 90 до 77. Причиной этому были невыносимые бытовые условия, созданный искусственно дефицит товаров. Вторая автономия, созданная изначально также для армян, Нахичеванская АССР, за те же годы потеряла практически полностью армянское население, и из национальной автономии стала «географической».
Но сейчас хотелось бы поподробнее остановиться на геноциде, как таковом, а не на культурном геноциде. При всём вреде, что приносит человечеству обеднение его культурного разнообразия, прямое уничтожение этнического разнообразия стократ хуже, являясь, по сути, самым большим злодеянием из всех возможных, не говоря уж о том, что второе всегда ведёт за собой первое.
Армяне – один из тех народов Земли, в отношении которых геноцид применялся неоднократно. Причина тут в особом географическом положении Армении, лежащей на пути миграции тюркских народов Азии, которые тут веками оседали, а также особая уязвимость армян, оставшихся, в основной массе, христианами, пребывая практически в центре исламского мира. Широко известен Геноцид армян в Османской империи, приведший к тому, что в Западной Армении армян не осталось. Меньше известны события в Азербайджане в период агонии и распада СССР. Тем не менее, эти последние события были не менее разрушительны для армянского наследия, чем Геноцид в Турции.
Первым актом геноцида, произошедшим неожиданно для всех, кроме тех, кто жил в самом Азербайджане, стал погром в Сумгаите. Бездарная и лживая советская пропаганда говорила о «жертвах разных национальностей», смешивая убитых армян и тех убийц, что погибли во время ликвидации беспорядков. Примерно ту же логику используют те, кто пытается оправдать Геноцид армян в Османской империи, говоря о «жертвах среди турок и армян».
Сумгаитские события не стали единичным эпизодом, и повторились в Баку. На протяжении почти двух лет, то усиливаясь, то ослабевая, не просто при попустительстве властей, а с прямым их участием, в городе проводилась политика, подпадающая под критерии геноцида в отношении армянского населения.
Пункт а) «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» — «убийство членов такой группы»
За период с 88-го года по 90 мне неоднократно приходилось видеть мёртвые тела (или сильно избитых, лежащих без движения людей, полагаю, что убитых) на улицах Баку. Особенно много – в январе 90-го, перед вводом войск, в разных местах города, включая наиболее фешенебельную, прогулочную улицу в самом центре – Торговую (Низами). Безусловно, это были мёртвые тела армян. Один из убитых на Торговой в январе был Георгий Аркадьевич Шафиров, инженер, знакомый мне лично. Труп женщины без одежды, предположительно армянки, я видел около железнодорожного вокзала, возле памятника Нариману Нариманову. Накрытые тканью два трупа – проезжая по проспекту Ленина 17 января. Убийства носили массовый характер и наблюдались по всему городу.
Пункт b) того же документа – «причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы»
Все жители города, включая меня, неоднократно становились свидетелями нападений на армян. Я был свидетелем избиения пожилого человека осенью 1989 года возле касс кинотеатра «Вятян», прекращённого из-за вмешательства прохожих, но не милиции, неоднократных случаев нанесения побоев и изгнания из очередей лиц, предположительно армянского происхождения. Помню такое в аптеке на углу улицы Гоголя и Торговой, в поликлинике № 1 имени Кязимова (ныне – на проспекте Бюль-Бюля). Мне лично известны действия, направленные на «причинение умственного расстройства» (так англоязычный документ описывает «сведение с ума»), жителям Баку армянского происхождения. К примеру, многочисленные граффити «смерть армянам» и «армяне убирайтесь» (такие я видел, в частности, в посёлке имени Кирова, на бывшей Площади Свободы и т.д.). Армянской семье, проживавшей на улице Петра Монтина (ныне Гулиева), такое написали на дверях, другой семье, вернее, одинокой пожилой женщине, проживавшей на улице Видади, к дверям подложили задушенную кошку. Неоднократно, осенью и в начале зимы 1989 – 1990-го годов, видел кресты, намалёванные на разных домах в центре Баку, однозначные указания на проживающих там армян, вероятно, метки для погромщиков, также наблюдал нарисованные на воротах и подъездах разных домов полумесяцы, что, во избежание ошибок, указывало на проживающих там азербайджанцев. С армянской церкви, стоящей на улице Торговой (Низами) были при мне стёсаны кресты, вырезанные на фасаде, для чего была подогнана пожарная машина, и уничтожены надгробия, стоявшие возле её стен. Вторая армянская церковь, стоявшая возле Девичьей башни и не действовавшая, была впоследствии снесена. В это же время, по словам знакомого (сам я этого не видел) на Монтинском кладбище, которое также было впоследствии полностью снесено, в то время были разрушены вандалами некоторые армянские надгробия.
Пункт с) «предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее»
К таковым действиям я бы причислил неправомерные увольнения с работы, в том числе, школьных учителей, иногда после спланированных обструкций, устроенных школьниками-азербайджанцами. Истории об увольнениях армян с городских предприятий мне известны с начала 1989 года, случаи увольнения армян с руководящих должностей – с 1988 года. Неоднократно слышал о случаях, когда армян не обслуживали в сберкассах, не позволяя им снять наличные деньги, или не отпускали им товар в продуктовых магазинах. Также были случаи, когда армян не принимали в городские больницы и отказывали в медицинском обслуживании. В январе 1990 слышал истории о том, что армян захватывали работники милиции, содержали в определённых местах и отпускали лишь за большой денежный выкуп.
Стоит отметить, что даже после полного изгнания армян с территории Азербайджана и города Баку, вандализм в отношении армянского наследия продолжился. В частности, массовый снос и переделка памятников армянской культуры и архитектуры, (например, под видом реставрации была перестроена в мечеть армянская церковь в городе Ордубад в Нахичеванской области, и снесены 7 церквей в посёлке Айлис той же области), разорение и разрушение кладбищ. Всё это, без сомнения, надлежит отнести к актам геноцида.
Пункты а) и е) статьи 8 «Декларации ООН о правах коренных народов» гласят о запрете любой формы пропаганды, направленной на поощрение или подстрекательство любого действия, имеющего целью или следствием лишение самобытных народов их культурных ценностей или этнической идентичности
Следует добавить, что и в современном Азербайджане наблюдается шквал антинаучных и псевдонаучных публикаций, имеющий цель лишить армян прав на созданные их предками архитектурные памятники на территории Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении. Практикуются, под видом научных работ, фальсификации этногенеза армян (и попутно этногенеза самих азербайджанцев), где армян в пропагандистских целях представляют недавним и пришлым элементом, а историю туркмен на Кавказе, хорошо известную и датированную по массе источников, представляют многотысячелетней. Создаются фильмы, пишутся книги, направленные на оправдание этнических чисток армянского населения, как в Азербайджане, так на территории современной Турции, разжигается исключительная ненависть к армянам всеми возможными способами.
Причина такого одна – отсутствие солидарного международного осуждения.
В заключение хочется добавить – если вести речь о примирении армян и тюркских народов, которые с армянами граничат, то первым шагом к этому безусловно должно стать как признание Геноцида армян в Османской империи, так и осуждение событий в Азербайджане конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия, трактуемых, как геноцид. Поскольку без такого признания и без возмещения никакое полноценное примирение не представляется возможным.
Амирам Григоров