Как и предсказывалось нами еще за месяцы до нынешних развитий, вопрос выбора Азербайджана своей позиции по иранскому вопросу уже явственно ворвался в политическую повестку этой страны.
Но все дело в том, что выбор этот в любом из своих вариантов не гарантирует Азербайджану выхода из иранской «заварушки» с минимальными потерями. Примыкание Баку к американо-израильскому лагерю, провоцирующему ныне все для развала иранской государственности, грозит для Азербайджана стопроцентным вовлечением в региональную войну с катастрофическими последствиями. Иранский теократический режим, убедившись в шаткости своего положения, на добровольную сдачу власти проамериканским силам в стране вряд ли пойдет, и скорее спровоцирует пожар в регионе, исходя из экзистенциального принципа «если не мы, то никто». По сути, такое развитие ситуации может не противоречить, а то и способствовать стратегическим планам Вашингтона в регионе. Ведь, если верить мнению весьма информированный западных аналитиков, пресловутая доктрина «управляемого хаоса» вовсе не пылится в шкафах.
В этом случае Азербайджану придется держать удар возмездия с земли, воздуха и моря по своим городам, стратегическим объектам и коммуникациям. И не факт, что американо-израильский тандем будет защищать сателлита или, по крайней мере, сможет это сделать эффективно. Даже при исключении или полной нейтрализации «удара возмездия» годами выстраиваемый и лоббируемый Азербайджаном свой имидж незаменимой страны в глобальной системе энергетической и транспортной логистики рухнет в мгновении ока, порушив все надежды и обнулив затраченные десятки миллиардов долларов.
Если же Азербайджан ограничится лишь закулисной декларативной поддержкой Вашингтону и Тель-Авиву, а на деле попытается сохранить относительный нейтралитет в отношении к назревающему конфликту, то алиевская власть бесспорно получит ворох проблем с возвращением на внутриполитическую повестку «панамских скандалов», «икорных дипломатий», «грязных алиевских капиталов» и «рьяного сотрудничества с израильской разведкой».
Также, в случае, если Иран будет лихорадить от внутриполитического раздрая или же, если американо-израильские силы решатся на военный удар по Тегерану, Азербайджан буквально захлебнется от потока беженцев, которые неминуемо обрушат азербайджанскую границу, дестабилизировав и без того хрупкую безопасность этой страны. А учитывая отсутствие членства Азербайджана в каком-либо военно-политическом блоке, способном, исходя из обязательств, совместными усилиями отгородить Баку от дестабилизационных рисков, то перспективы ныне вырисовываются тревожные.
Зависимость Азербайджана от манипуляций сторон сегодня проявляется как никогда отчетливо. Американо-израильский тандем обладает широким набором накопленных годами инструментов для принуждения Баку к выгодным для союзников решениям. Это и экономические рычаги, и компромат на власть, и способность расшатать посредством общественных волнений кресло под Алиевым, и разыгрывание «карабахской карты».
С другой стороны, Иран тоже обладает своими каналами воздействия на Азербайджан, из коих наиболее эффективными считаются способность разжигания религиозного радикализма в регионах Азербайджана, военная гиперактивность на Каспии, блокировка Нахиджевана и, опять же, карабахский фактор.
Исходя из всей сложности ситуации для Азербайджанской Республики, некоторые аналитики, в особенности российские, предполагают, что у Баку есть возможность попробовать третий, наиболее, по их мнению, оптимальный вариант действий. А именно, попытать счастье кардинальным сближением с Россией и спроектированными ею многоуровневыми интеграционными блоками. Якобы, это сулит Азербайджану равноудаленное дистанцирование от сторон назревающего конфликта, а также гарантирует защиту границ и безопасность неба. Однако, озвучивающие подобное мнение специалисты молчат по поводу сроков такой внезапной переориентации вектора, как будто речь идет всего лишь о смене курса шлюпки в озере, а не целого государства в штормующей геополитике.
Одним словом, время сильно поджимает, а в стране слишком много противоречий и иных факторов, мешающих четкой выверке дальнейшего единого курса.
Азербайджан, действительно, очень сильно начинает покачивать, в результате чего зловеще скрипят и дают о себе знать старые пробоины и трещины, когда-то замазанные хваленой алиевской политикой сбалансированности.
Ныне же набегает сильнейший вал и «мудрому» капитану придется держать экзамен за себя и ведомое им истрепанное плавсредство.