Азербайджанский президент мельчает на глазах. Мельчает не в смысле физическом или финансовом. Напротив, с этим у него все пока что в порядке: скрючивающая прогерия Вернера его пока не донимает и офшорные активы неуклонно множатся. Но вот в плане убедительности обещаний по бизимдирю его «шагреневая кожа» неустанно сокращается.
10 августа на церемонии отправки в море опорного блока месторождения «Карабах» на бакинском заводе глубоководных оснований имени Гейдара Алиева (кто бы сомневался, что завод назовут именно так, а не иначе) президент Ильхам Алиев выступил с пространной речью, в которой, как обычно, по зубрежке пошли его тезисы не первой и даже не второй свежести. Мол, «Народный фронт» предательски оставил Карабах армянам…; благодаря мудрой политике Гейдара Алиева страна была спасена от оккупации…; национальный лидер инициировал «контракт века», в результате чего страна стала на путь процветания и счастья…; мы уверенно идем по заданному пути и наших энергоресурсов хватит народу на целую вечность… Словом, все как всегда.
Но вот для завершающего параграфа своего спича президент приберег аллегорическое сравнение, которое придумал в ночь накануне и в радостях наверняка прикусил подушку от предвкушения того, как сразит им слушателей-елдашей. Так как речь шла о месторождении «Карабах», которое было открыто геологоразведчиками еще в советские времена, но не эксплуатировалось по причине большой глубины морского шельфа на данном участке, то Алиев провел параллель между заброшенным некогда месторождением и «объектом воздыханий» бизимдирщиков. «Наша территориальная целостность будет полностью восстановлена. Как сегодня мы возвращаемся на покинутое в свое время месторождение «Карабах», точно так же мы вернемся на родную карабахскую землю. Карабах наш, Карабах – это Азербайджан!».
Возникает вопрос: «точно так же» — это как? Путем спуска на воду при попутном ветре, под всплеск аплодисментов и «Марша славянки» нефтяной платформы? В лакированных туфлях, по ковровой дорожке, с ножничками на подносе? Неужели так называемое «освобождение Карабаха» ассоциируется в алиевском понимании с разработкой очередной халявной нефтяной скважины? Сравнил, что называется, пушку с петрушкой…
Вообще же, если серьезно, цитата эта весьма наглядно вскрывает ментальное отношение азербайджанского руководства к Карабаху, как к большой скважине, предвещающей легкое освоение, большую славу и длинный манат. И абсолютно никакой сакральности. А ведь с такой материалистической философией и меркантильными помыслами до Арцаха не дотянуться. Многие хотели, да не вышло, как не выйдет и сейчас.
Так что, лучше Алиеву угомониться и довольствоваться тем, чем одарил Аллах на каспийском шельфе. Свой «Карабах» он уже вернул, а домогаться «чужого» — ничего хорошего ему не сулит.
Богдан Атанесян