Перспективы | Кем были кавказские албанцы?

После “победы” Азербайджана над Арменией во Второй карабахской войне 2020 года в стране произошло широкомасштабное возрождение внимания к малоизвестной, вымершей группе, когда-то известной в регионе: кавказским албанцам.

В частности, правительство Азербайджана и связанные с ним ученые активно продвигают теорию о том, что Азербайджан является потомком Албании (не имеющей отношения к одноименной стране на Балканах) и что то, что кажется армянскими церквями и монастырями, на самом деле является албанским. . Эта теория приобрела новую актуальность после того, как Азербайджан отвоевал территорию, на которой расположено несколько таких памятников, что вызывает вопросы о намерениях Баку в отношении объектов культурного наследия.

После окончания войны в ноябре правительство Азербайджана быстро заклеймило несколько средневековых армянских памятников как албанские. Оно привлекло небольшую группу меньшинства в Азербайджане, удинов, чтобы попытаться возродить церковь. И он обратился за помощью к другим православным церквям в Турции, Сирии, Египте, Израиле и Украине для поддержки своих требований.

Но это основано на искаженном понимании того, кем на самом деле были албанцы.

Албания была древним царством, состоящим из нескольких племен (по крайней мере, 26, согласно греческому историку I века Страбону), территория которых примерно соответствовала территории современного Азербайджана. Его жители говорили на одном из языков северо-кавказской семьи, и это было одно из первых христианских государств, официально принявшее эту религию в 4 веке – примерно в то же время, что и соседние Армения и Грузия. Но это длилось недолго. Его последний царь, Вараз Тиридат II, был убит в 822 году, и государство постепенно пришло в упадок по мере вторжения арабских захватчиков.

Существует множество конкурирующих теорий о том, что случилось с албанцами, независимо от того, были ли они поглощены армянским, тюркским, грузинским или даже иранским населением региона. Но из-за отсутствия генетических и лингвистических данных пока невозможно сказать что-то определенное.

Одна небольшая группа, однако, не ассимилировалась и была предками небольшого меньшинства, которое сегодня насчитывает около 10 000 человек: удинов.

Правительство Азербайджана очень внимательно относится к этой истории. Согласно его теории, все, что кажется армянской церковью в Карабахе (за исключением некоторых построек XIX века и более поздних), на самом деле изначально албанское.

Согласно этой теории, когда Россия взяла под свой контроль Южный Кавказ в 19 веке у Каджарского Ирана и поощряла крупномасштабную миграцию армян в этот район, армянское духовенство захватило эти церкви, добавило надписи и изменило архитектурные особенности, чтобы скрыть их « правда »албанского происхождения.

Таким образом, теория не только отрицает предшествующее существование армян в регионе – присутствие, которое на самом деле хорошо подтверждено – но и представляет их как русских марионеток в попытках царя христианизировать территорию.

Теория была впервые предложена историком Зия Буньядовым в 1950-60-х годах. Теория, которую затем развили более поздние ученые, была ответом на политику Москвы в отношении национальной идентичности, которая побуждала титульные группы, такие как азербайджанцы, доказывать свое многовековое присутствие в качестве народа на территории своих соответствующих советских социалистических республик.

Такие ученые, как Нора Дадвик и Харун Йилмаз, утверждали, что по мере того, как националистические исторические нарративы приобрели популярность среди многих нерусских людей в Советском Союзе, тезис Албании позволил Азербайджану на равных конкурировать с армянами и грузинами, которые могли указать на древние королевства и памятники, доказывающие свое долгое существование на территории. Албанская теория рассматривала историю азербайджанцев как местных жителей, а не как «захватчиков», как это объяснялось в предыдущих историях, основанных на происхождении азербайджанцев как тюркских кочевников.

Одна из его ключевых основ – царский указ 1836 года об упразднении албанского католикосата. Официальная азербайджанская историография считает это моментом присоединения албанской церкви к армянской.

Президент Ильхам Алиев процитировал этот указ в своем выступлении 25 ноября, всего через две недели после окончания войны. По его словам, это доказывает, что «армянские историки и фальсификаторы фальсифицировали древние албанские церкви, добавили свои собственные сочинения и присвоили эти церкви».

Но указ не был тем, что утверждают Алиев и другие сторонники албанской теории. Фактически это имело гораздо меньшее значение: к тому моменту «албанский» католикосат был просто именем, пережитком албанской церкви, которая фактически исчезла в 8 веке, когда последний албанский католикос, Нерсес Бакур, был свергнут арабский халиф Абдул Малик I (с помощью армянского католикоса Элиаса). Царский указ был просто попыткой упорядочить сложную структуру армянской церковной иерархии внутри России.

Кроме того, если эта теория верна, то должно быть свидетельство албанских надписей, которые армяне скрыли или уничтожили в 19 веке. Но таких свидетельств нет во многих записях писателей, религиозных деятелей и путешественников, посещавших церкви до русского завоевания Южного Кавказа.

Теория не утверждает, что только армянские церкви являются албанскими. Азербайджанская историография утверждает, что грузинский монастырь Давид Гареджа, расположенный на границе двух стран, является албанским. А в декабре министерство культуры Азербайджана выпустило рекламный видеоролик, в котором была представлена православная церковь Трех Святителей в Шеки, построенная для русского гарнизона в 1853 году как албанский храм V или VI века.

Большая часть того, что мир знает об албанцах, на самом деле происходит из старых армянских источников, таких как «Албанские хроники» 12-го века Мхитара Гоша, «Краткая история» Киракоса 13-го века и «История Агвана». Мовсесу Каланкатуаци.

Тем не менее, нынешние армянские историки в ответ на искажения азербайджанской стороны также исказили историю Албании в своих собственных целях.

Например, Бабкен Арутюнян, член-корреспондент Национальной академии наук Армении, в 2010 году писал, что албанцы не являются «коренными народами» Кавказа, потому что они были насильно переселены в регион осетинами. (Тот факт, что эта миграция произошла в первом веке, говорит о высоком уровне коренного происхождения на Кавказе.) Арутюнян далее утверждал, что албанцы были в конечном итоге ассимилированы армянами: «И кто должен утверждать, что у армян не было право ассимилировать эти расы среди них? »

Чаще всего армянские историки просто игнорируют албанцев. Выдающийся археолог Гамлет Петросян утверждал, что игнорирование современными армянскими историками этой части истории Кавказа создало для Азербайджана пространство для распространения своей версии.

Хотя теория о том, что якобы армянские церкви на самом деле являются албанскими, была широко распространена в период после обретения Азербайджаном независимости, она приобрела новую энергию после прошлогодней войны, в которой Азербайджан вернул контроль над многими территориями, которые он потерял в первой войне между двумя странами. стороны в 1990-е гг.

Сразу после окончания войны министр культуры Азербайджана написал в Твиттере об одном монастыре Дадиванк в Кельбаджарском районе, который он назвал другим именем и утверждал, что он был построен женой албанского принца.

25 ноября, всего через две недели после подписания заявления о прекращении огня, Национальная академия наук Азербайджана провела собрание, на котором было объявлено о создании нового Научного центра албанских исследований.

На встрече бывший главный идеолог страны и глава академии Рамиз Мехтиев сказал, что центр будет посвящен «выявлению точных исторических фактов, доказывающих, что албанские памятники, которые армяне хотят забрать себе, принадлежат нам».

Джамиль Гасанли, ведущий азербайджанский историк и политический оппозиционный деятель, написал в Facebook после объявления, что центр представляет собой деградацию качественных исследований, которые проводились в Кавказской Албании в Советском Азербайджане. «Незнание, усилившееся после распада Советского Союза, создало множество нежелательных тенденций в изучении доисламской культуры и христианства в Азербайджане», – написал он. «Все это привело к очень печальным результатам, игнорированию [истинного] исторического, культурного и политического наследия Кавказской Албании».

Удины

Во всем этом замешаны уди, ближайшие из ныне живущих потомков албанцев. Их связи с албанцами были малоизвестны до относительно недавнего времени, когда в 1975 году в забытой библиотеке монастыря Святой Екатерины на Синае были обнаружены 238 листов рукописей на албанском языке. Документы позволили ученым расшифровать албанский язык и окончательно связать его с удинским.

В ранний постсоветский период уди не легко вписывались в доминирующую тюркоязычную идентичность, которую продвигал новый независимый Азербайджан. Им было запрещено проходить военную службу, а название их главного города, Варташена, было изменено на Огуз, в честь известного тюркского племени, не имеющего отношения к уди или региону.

Но после прихода к власти Ильхама Алиева взгляды государства на удинов начали меняться, и они стали рассматриваться как достойный актив в международной информационной войне против Армении.

Первым шагом стало создание в 2003 году «Албано-удинского христианского религиозного сообщества» при Государственном комитете по религиозным объединениям Азербайджанской Республики. Поскольку для них нет официального церковного института, такого как католики или православные, эта община является официальным представителем удинов.

В 2005 году церковь в городе Нидж была отремонтирована совместно Министерством культуры Азербайджана и НПО «Норвежское гуманитарное предприятие» с помощью удинских организаций. Он привлек международное внимание, когда стало известно, что надписи на армянском языке в церкви были стерты, а посол Норвегии отказался присутствовать на церемонии открытия.

Тем временем община начала налаживать связи с церквями за пределами Азербайджана с целью восстановления албанской церкви. В частности, они присоединились к Сирийской православной церкви и ее епископству в Мардине, Турция. Два видных лидера азербайджанской удинской общины, Роберт Мобили и его заместитель Рафик Данакари, начали проходить тренинги, чтобы стать религиозными лидерами на сессиях, проводимых дважды в год в монастыре Мор Хананьо в Мардине. В январе епископ Сирийской православной церкви Мардина Салиба Озмен посетил онлайн-конференцию, посвященную «албанскому христианскому наследию Азербайджана».

Мобили постоянно повторяет риторику правительства об албанском наследии региона. В октябрьском интервью Национальной академии Азербайджана, когда шла война, он сказал: «Восстановление Албанской апостольской церкви станет самым большим ударом для армян».

После окончания войны Мобили и Данакари неоднократно посещали церкви, считавшиеся албанскими, на территориях, возвращенных Азербайджаном во время войны, включая Дадиванк, Св. Ованнеса в Тоге и Цицернаванк. Данакари даже был назначен «проповедником» в Дадиванке.

15 мая Алиев в сопровождении Мобили посетил еще одну церковь в Нидже, которая была недавно отреставрирована. Президент зашел так далеко, что выступил за восстановление древнего албанского алфавита на современном удинском языке (который в настоящее время использует латинский алфавит в Азербайджане и кириллицу в других странах).

Это не первый раз в истории удинами, что их личность была поставлена под угрозу конкурирующими интересами армян и мусульман на Кавказе.

Когда регион входил в состав Сефевидского Ирана, в 1724 году лидеры удинов обратились к российскому царю Петру Великому с длинным списком претензий к своим мусульманским правителям, включая насильственное обращение в ислам и разрушение их церквей.

До этого, в 15-м и 16-м веках, удиты основали конкурирующий католикосат в Варташене в явной оппозиции армянскому католикосату в Гандзасаре (в нынешнем Нагорном Карабахе). В других случаях удиты протестовали руководителям армянской церкви, что богослужения проводились на армянском языке, которого они не понимали. В одном из писем они жаловались, что церковь рассматривает их только как «бесполезный, гниющий и разрушительный элемент для армянского народа».

История одной семьи удинских времен позднего царства, Силиковых, является примером конкурирующего давления, с которым столкнулся народ. В семье было не менее трех генералов российской армии. Один, Мовсес Силикян, позже стал генералом армии Первой Армянской республики и участвовал в Первой мировой войне. Другой, Зиноби Силикашвили, привел нескольких жителей города Варташен на территорию современной Грузии и основал деревню Зинобиани. до сих пор является основным населенным пунктом удинцев в Грузии. Третий родственник, Петр Силиков, остался в Варташене и основал там церковь. Судьба этой единой семьи, разделенной между тремя народами, предвосхитила судьбу удинов сегодня.

Неясно, каковы будут результаты этих усилий по возвращению албанской церкви. Но что бы ни случилось, ясно, что вражда между армянским и азербайджанским государствами ставит под угрозу наше точное понимание наследия и истории удинов.

Джавид Ага – писатель из Анкары и комментатор в социальных сетях, специализирующийся на Армении и Азербайджане.

Print Friendly, PDF & Email