Визит Пашиняна в Карабах. Алиев возобновил продажу угроз, но цена на них неуклонно падает

В Баку не скрывают раздражения по поводу посещения Николом Пашиняном Арцаха с делегацией в широком составe. Разумеется, азербайджанская власть и экспертное сообщество отдают себе отчет в том, что Пашинян посетил Арцах не грибочки собирать. Вдоль и поперек прочесав до крупицы всю доступную информацию по визиту, в Баку ныне мыкаются с полудюжиной версий, ни одна из которых, однако, не дает однозначного ответа, что бы могло означать сие важное посещение. Сами азербайджанские аналитики признают, что ряд закрытых совещаний высшего руководящего состава и силовиков Армении и Арцаха не мог быть предназначен для обсуждения текучки, или для создания видимости повышенного внимания Пашиняна к карабахской проблеме в преддверии выборов, или для разработки плана по военно-техническому оснащению арцахско-иранской границы в случае ожидаемого внутриполитического коллапса в соседней южной стране.

Наверняка, все разговоры на эти темы могли иметь место, предполагают в Баку, однако вместе с тем признают, что состав делегации (и.о. премьера РА, и.о. министра обороны, и.о. министра иностранных дел, секретарь совбеза, глава СНБ, начальник генерального штаба) уж слишком внушительный и априори не может быть задействован для решения вопросов, вполне досягаемых для уровня отдельных межведомственных контактов. А это значит, заключают в Баку, что у армянской стороны назревает какое-то очень важное решение по Карабаху. Тут-то и вкрадывается мысль, которую в Азербайджане недолюбливают больше всего на свете, несмотря на усердно отштукатуренную браваду. Уж не готовятся ли Ереван со Степанакертом к войне, отмахнувшись от устных душанбинских договоренностей и болтоновской болтовни по поводу необходимых компромиссов?

А ведь война, как некстати сейчас Азербайджану. Правда, там продолжают методично внушать самим себе, что начать войну в Карабахе Азербайджану ничего не стоит, и что результаты этой войны заведомо известны. Однако, самовнушение это никак не может снять с реальной повестки ряд архисложных проблем, с которыми неизбежно столкнется Азербайджан в случае очередной фазы масштабных боевых действий. Ведь одно дело шантажировать войной, демонстрировать свои преимущества, и совершенно другое – реализовать на практике все то, что красиво начерчено на штабных картах. Но это лишь по части сугубо армяно-азербайджанской схватки.

Ныне война для Азербайджана неприемлема в корне не меньшим образом и по причине назревающей геополитической турбулентности в регионе. Американо-израильский тандем продолжает упорно выталкивать Иран в фазу внутриполитической нестабильности, что в конечном итоге может спровоцировать военно-политический хаос во всей исламской ойкумене. Тогда иранская воронка засосет в кровавую войну и разруху огромный регион от Средиземноморья до Афганистана, Кавказа и Средней Азии. Не трудно представить, что тогда может приключиться с Азербайджаном, и так насильно вовлеченным в антииранские игры. Здесь стоит упомянуть и фактор России, которая днем ранее будет пытаться принять меры для ограждения своих южных границ от набирающего силы шторма. На какие шаги может решиться Москва в условиях прямой угрозы ее безопасности, не стоит говорить.
Азербайджану самое время думать не о карабахских баталиях, которые и так, вне зависимости от внешних факторов, обернуться катастрофой для Баку, а разумно сосредоточиться на возможностях маневра в стартовавшей глобальной антииранской игре, дабы попробовать выйти из нее пусть и основательно помятым, но все же выйти…

В этой связи Алиев, как никто другой, конечно же прекрасно осознает всю сложность ситуации. Вероятно, именно с этим осознанием связана была его довольно легкая и оперативная реакция на душанбинскую инициативу. Относительное спокойствие на линии соприкосновения и ожидание итогов армянских выборов давали ему возможность неким образом держать ситуацию под контролем и вместе с тем сфокусироваться на иранском направлении с его грядущими проблемами. При всем при этом, Алиев не преминул представить душанбинские договоренности своему обществу в качестве доброго жеста Армении, разумеется, с намеком на то, что тем самым будет ждать от Пашиняна конкретных уступок по Карабаху в ближайшем будущем.

Расчет был следующим. Максимально разрядить опасную ситуацию, подталкивающую стороны к возобновлению боевых действий, но при этом представить отход от военных планов, как самую существенную уступку Пашиняну в будущих переговорах по Карабаху. То есть продать Еревану как можно дороже свои неактуальные на нынешний день угрозы.

Во всяком случае, эта алиевская игра возымела определенное влияние на некоторых аналитиков, в том числе и из России, которые стали строить предположения, что «прозападный» Пашинян после убедительной победы на внеочередных декабрьских выборах будет пытаться протолкнуть в армянском обществе свое решение сдать Азербайджану некоторые районы. Якобы, его в этом деле поддержит администрация Трампа, соросовцы и т.д. Однако эти аналитики не берут в расчет главный фактор, способный за несколько минут кардинально изменить внутриполитический климат в Армении. Ни Пашинян, ни кто-либо иной, обладающий даже стопроцентной поддержкой армянского общества, не способен решить карабахский вопрос вразрез национальным интересам армянского народа. Эту личность, фигурально выражаясь, затопчут, если она даже гипотетически попробует форсировать историческую данность и трансформировать логику компромисса.

Никол Пашинян понимает это как никто другой и поэтому апеллировать к его сговорчивости, как понимают эту сговорчивость в Баку, Алиеву уж точно не стоит.

Вероятно, власти Азербайджана и аналитики начинают чувствовать это и откровенно нервничать. Кроме того, сам Пашинян становится все более и более непредсказуем для Баку, ибо либо в силу неопытности, либо, благодаря дару гибко мыслить, с каждым словом и шагом повергает азербайджанскую аналитику и прогнозы в ступор.

Демонстративное посещение обширной армянской делегацией Арцаха — именно из таковых шагов, затрудняющих Алиеву и его команде расчеты и прогнозирование ситуации. С чем приехал Пашинян в Карабах и что могут означать его слова о том, что армянской стороне нужно быть готовой к любым развитиям? Вот что сейчас беспокоит Баку.

Замешательство там скрыть никак не смогли. Выступление Алиева в музыкальной школе Агдама было посвящено не потребности сохранения традиций национальной музыки и мугама, а «решительности» Азербайджана военной силой склонить Ереван к «справедливому» решению карабахского вопроса. Совершенно явственно Алиев был застигнут врасплох визитом камуфлированных армянских министров и не нашел ничего лучше, чем опять взяться за старую песню с милитаристскими угрозами, лелетепинской «победой» и гызылгая-гуннутской «викторией».

Видимо, вся история заново вступает в свой обыденный круг. Алиеву снова приходится продавать свои угрозы армянскому обществу, собственному народу и мировому сообществу в придачу. Вот только цена на них неуклонно падает, по причине протухания товара на лавке. Ведь Азербайджан страшно боится войны.

 

Источник

Print Friendly, PDF & Email