Возвращение воинствующей риторики: Алиев – между двух огней

Снижение напряженности на передовой после сентябрьских договоренностей в Душанбе проходило на фоне воинствующей риторики азербайджанской стороны. Эта тенденция была прекращена 5 ноября: президент Азербайджана Ильхам Алиев в Агдамском районе снова заговорил о «любом варианте урегулирования» конфликта.

На церемонии открытия центра мугама в Агдаме Алиев, в частности, выразил надежду, что «новые власти Армении не повторят ошибок прежнего режима».

«Надеюсь, что руководство Армении, правильно проанализировав сложившееся в регионе положение, выведет в скором времени свои оккупационные силы с наших земель. В противном случае возможен любой вариант, и мы готовы к любому варианту», — заявил Алиев.

В своем выступлении Алиев не сказал ничего принципиально нового. Он затронул апрельскую войну 2016 года, отметив, что «апрельские бои показали, что Азербайджанская армия способна выполнить любую задачу». Разумеется, он умолчал о потерях азербайджанской стороны и об истинных причинах возобновления перемирия.

Алиев в очередной раз упомянул и о своей роли в политических переменах в Армении, утверждая, что то, о чем он говорил в свое время, сейчас видит армянский народ.

«Я говорил, что люди, управляющие Арменией, являются главарями режима криминальной хунты. Сейчас это говорит армянский народ. Мы говорили о том, что их генералы — воры. Мы говорили, что их герои – преступники и трусы. Сейчас это говорит армянский народ», — сказал он, добавив: это – результат проводимой ими политики изолирования Армении  которую Азербайджан будет продолжать.

Заявления Алиева – это, в целом, хвастовство с искажением фактов, исполненное цинизма, которое, к слову, всегда было востребованным у азербайджанских обозревателей. Так, депутат Милли Меджлиса Эльман Мамедов в беседе с trend.az отметил, что слова Алиева – это месседж не только властям Армении, но и «тем, кто спонсирует захватчика».

«Азербайджан может освободить свои земли военным путем, но хочет мирного решения вопроса», — сказал Мамедов.

«Гуманные» побуждения азербайджанского депутата – не новость. 1 июля сего года в ходе российско-азербайджанского форума в селе Чоджук Марджанлы Мамедов также выступил с миролюбивых позиций, чем разительно отличался от российских спикеров.

«Мы должны быть готовы жить на этой земле с армянами», — сказал тогда Мамедов.

Однако этот тезис не получил должного резонанса в Азербайджане, где антиармянская пропаганда, проводимая на государственном уровне, пустила очень глубокие корни. Кроме того, заявления азербайджанской стороны о мире в нынешних условиях не будут восприняты всерьез. Даже учитывая ослабление напряженности и наличие оперативной связи, последовавшие за договоренностями в Душанбе, атмосфера взаимного доверия еще не сформирована. Поэтому комментарии Мамедова никак не влияют на влиятельность мыслей Алиева.

Недостатка в азербайджанских обозревателей, толкующих заявления Алиева, никогда не было. Вместе с тем, непонятно возмущение армянских деятелей этими заявлениями. Речь, в частности, о записи депутата НС Армена Ашотяна, в которой он призывает нынешние власти к протрезвлению, отмечая, что хватит «восторгаться относительным ослаблением напряженности, обусловленным временными интересами сверхдержав и формализованным в лифте в Душанбе». По его словам, властям «дали время и создали комфортные условия для проведения внеочередных выборов».

«Алиев не хочет мира, этот мир ему надо навязать», — заключил Ашотян.

Эта запись депутата дала почву для нелепых обзоров на азербайджанском информационном поле. В статье Minval.az выдвигается предположение, что «республиканцы могут попытаться провести масштабные провокации на передовой, чтобы достигнуть политического реванша». Этот сценарий, конечно, не может иметь ничего общего с действительностью. Он может преследовать цель подготовки почвы для внутриполитической нестабильности в Армении в случае роста напряженности на границе. Автору статьи, скорее всего, неизвестно, что пограничная напряженность, провокации, активные действия отбрасывают в сторону внутриполитический конфликт.

Что касается возобновления воинствующей риторики Алиева, то, возможно, причиной для этого могут стать тактические военные учения, стартовавшие в Арцахе 6 ноября. Азербайджанцы могли неверно понять, если бы их президент молча следил за учениями врага. По большому счету, Алиев оказался в своей же ловушке: с одной стороны – общественность, требующая «освобождения Карабаха» в результате проводимой им пропаганды, с другой – неудачная попытка «освобождения Карабаха» в апреле 2016 года. Эта ситуация, независимо от выступлений Алиева или от высказанных в них мыслей, является неоспоримым фактом, и ослабление напряженности на границе не могло стать причиной ослабления бдительности армянской стороны.

 

Источник

Print Friendly, PDF & Email